15:19
Александр Дусавицкий

УМЕР АЛЕКСАНДР ДУСАВИЦКИЙ

25 Октября 2012

Вчера умер Александр Дусавицкий, великий ученый, специалист в области психологии личности, теории формирования исследовательского интереса, проблем индивидуального развития ребенка, создатель оригинальной интерпретации механизмов возникновения исследовательского и познавательного интереса.

Александру Дусавицкому было 84 года. До последних дней жизни он жил в Харькове.

"Это был человек, преданный школе, который видел на десятилетия вперед, - прокомментировал эту новость научный руководитель АНО ИПОП "Эврика" Александр Адамский. - Дусавицкий сотрудничал с "Эврикой". Мы навсегда сохраним память о его светлом образе".


 

Татьяна Ковалева, президент Тьюторской Ассоциации: "Я познакомилась с ним, когда "Эврика" начала проводить семинары для учителей по системе развивающего обучения, на которые приезжали много разных ученых. Но на фоне всех ученых он выделялся тем, что бы не канонический ученый, а пришел в психологию совершенно из другой сферы. И действительно, как потом выяснилось, он окончил инжеренно-строительный институт. Дусавицкий мог четко, тезисно и понятно для учителей рассказать о преимуществах развивающего обучения. А меня он покорил на "Эврике, когда привозил презентацию своего фильма "Дважды два равно икс", в котором на простых школьных ситуациях разобрал, что такое развивающее обучение, что такое теоретическое мышление и т.д."

Элина Ламберт-Шепель, заместитель научного руководителя по развитию магистерских программ Института развития образования ВШЭ: "Моя первая встреча с ним произошла, когда я училась в первом класе экспериментальной харьковской школы №17. Я очень хорошо его знала. Он был удивительным человеком, талантливым психологом, душой компании, профессионалом своего дела. Дусавицкий занимался развитием личности в развивающем обучении, и сместил акцент с ученика, который должен учиться, на развитие творческой самоопределяющейся личности.  Его фильм "Дважды два равно икс", который находится в библиотеке Конгресса США, был единственным документальным подтверждением в защиту эксперимента развивающего обучения".

Александр Асмолов, психолог, академик РАО: "Уход и смерть человека - это всегда трагедия. Уход и смерть единомышленника - это всегда ощущение боли от прерванной напряженной мысли, которая рождалась в диалогах, спорах, статьях. Дусавицкий был и будет одним из ярких представителей той ветви школы Выготского, которая ассоциировалась с харьковской школой. Харьковская школа появилась в конце 30-х гг. XX века и объединила таких ученых, как А.И. Леонтьев, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко. Членом-соратником П.И. Зинченко был Дусавицкий. Его работы - яркий пример живых идей, связанных с культурно-исторической психологией развития и педагогикой развития. Вопрос о перспективах развития личности ребенка Духавицкий ставил особенно остро. Интересы ребенка, считал он,  - это двигатель личности".
 
Виталий Рубцов, директор Психологического института РАО, ректор Московского городского психолого-педагогического университета : "Смерть Александра Дусавицкого - огромная потеря для психологической науки и образования. Им были разработаны новые подходы к теоретическому мышлению в процессе учебной деятельности. Методы, технологии взрослых и детей в процессе обучения вошли в золотой фонд психологии детства. Дусавицкий позволил по-новому взглянуть на соотношение проблемы обучения и развития в детских возрастах. Сообщество психологического института РАО МГППУ глубоко скорбит и выражает соболезнование семье и близким Александра Дусавицкого".
 
Алексей Воронцов, гендиректор Открытого института "Развивающее образование": "Александр Константинович останется в нашей памяти не только как великий ученый, специалист в области развивающего обучения, педагог педагогов развивающего обучения, но и как  автор, режиссер единственного документального фильма про развивающего обучение "2Х2=ИКС". Именно с выходом этого фильма в 70-е годы XX века на харьковском телевидении вся страна впервые смогла узнать о  новой системе обучения школьников, которая впоследствии получила название "образовательная система Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдова". Александр Константинович был профессиональным  журналистом, он смог с помощью этого фильма передать сложные, непонятные для того времени вещи, такие, как "мышление", "учебная деятельность", "рефлексия"... Он был настоящим популяризатором многих важных и серьезных идей развивающего обучения. Одна из серьезных его книг  - "Развитие личности в учебной деятельности". По этой книге будет учиться еще не одно поколение педагогов, желающих профессионально и грамотно работать в деятельностной парадигме. Светлая память масштабному Человеку - Александру Константиновичу Дусавицкому".
 
Владимир Львовский, председатель правления некоммерческого партнерства "Авторский Клуб": "Последние годы я практически не общался с Александром Константиновичем. Он был у истоков создания системы развивающего обучения, Международной ассоциации "Развивающее обучение". Очень много сделал для популяризации идей развивающего обучения. В свое время его книга "Дважды два = икс" прочитали сотни тысяч причастных к образованию людей. Научно и одновременно популярно, увлекательно он рассказывал о том, как можно развивать мышление младших школьников. Потом был фильм и много хороших и добрых дел".


Переглядів: 2082 | Додав: ОленКа | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]