Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе

Зоя БАТУРА, Заслуженный учитель АРК, СОШ I-III cтупеней  №2, г. Алушта, АР Крым

Перед подъемомНа базе нашей школы №2 г. Алушты состоялся семинар для руководителей методических объединений: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе по предмету». Семинар получил высокую оценку коллег. Надеюсь, что представленный опыт работы учителей нашей школы будет интересен учителям начальных классов.

В нашей школе с 1992г. преподавание осуществляется в рамках двух образователь- ных технологий: традиционной и системы развивающего обучения Д.Эльконина-В.Давыдова.

Присутствие двух систем образования в рамках одного учебного заведения, с одной стороны, предоставляло свободу выбора в обучении и способствовало тому, что учителя могли реализовать свои потенциальные возможности в той системе, которая близка им, но с другой стороны, постоянное сравнивание и противопоставление содержания, методов и результатов обучения внесло напряжение в отношениях между коллегами и стало разъединять педагогов. Тогда и было решено искать в этих технологиях такие формы работы, которые бы способствовали не противостоянию, а объединению учеников и учителей.

Точки соприкосновения мы нашли во внеклассной работе по предметам.

Начали с проведения школьных олимпиад, решив, что главным при их проведении будет не проверка уровня подготовленности учащихся, а оценивание сформированности общих интеллектуальных способностей (рефлексии, анализа, планирования), умения применять знания в новых или изменившихся условиях, создание условий для самовыражения, самореализации каждого учащегося. Учителя же получают воз-
можность на конкретном материале проанализировать эффективность своей работы.

Задания подбирали разного уровня сложности, такие, чтобы с одной стороны создать равные возможности для всех детей и в тоже время стимулировать интерес к знаниям, чтобы  при их выполнении ученик обращался к различным источникам информации: Интернету, книгам, родителям, друзьям. Обязательным условием были творческие задания. 

Олимпиады проводили в три тура: заочный (подготовительный), классный и школьный. Сначала олимпиады  проводили по математике, украинскому и русскому языкам. Заочный тур напоминал домашнее задание. И здесь нашими помощниками и самыми активными участниками стали родители. Они помогали найти нужный материал в библиотеках, Интернете, красочно оформить его. Проведение олимпиад, демонстрация достижений стали мощным стимулом  развития творчества учеников. Эта работа настолько увлекла учеников и родителей, что именно они и стали инициаторами проведения олимпиад по чтению, природоведению, основам здоровья.

А потом посыпались запросы и на другие предметы. Возможности проводить олимпиады по каждому предмету не было. Мы начали искать другие формы работы, которые бы позволили осуществить совместную творческую деятельность, позволяющую максимально учесть интересы и запросы детей. И мы нашли такую форму работы, она очень близка к тому, что сейчас в педагогической литературе называют методом учебных проектов. Мы вышли на него интуитивно.
 
В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство познавательной, творческой деятельности, развития творчес-ких способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Работа над проектом предполагает решение какой-либо проблемы. Главным при выборе проблемы для нас является запрос детей, практическая значимость, обозначение исследовательской работы, возможность детского сотрудничества и сотворчества.

По продолжительности работа над проектом у нас занимает два - три месяца, поэтому за год мы проводим не более двух проектов. При реализации проекта, как правило, охватывается несколько предметов, что позволяет осуществлять межпредметные связи. Это еще один существенный плюс проектов, т.к. помогает учащимся более целостно воспринимать и понимать окружающий мир.

Как и при проведении олимпиад, мы сохранили три этапа.

Первый этап – мотивационный. Цель – вызвать желание у учеников и их родителей участвовать в этом проекте, организовать инициативную группу поддержки.

Второй этап – организационно – подготовительный. Его цель – выработать и представить самостоятельный (личный или групповой) взгляд на проблему, отобрать лучшие идеи и представителей от класса для индивидуального или группового участия в школьном туре. На первых двух этапах очень значима родительская поддержка. Они помогают в поиске, отборе материала, организации экскурсий…

Третий этап – исполнительский. Здесь, как и положено, в проектной деятельности, представляется объект исследования, творческая работа. С его помощью мы выявляем самых талантливых  и самых увлеченных учеников.

Результаты работы над проектом могут представляться выпуском газет, журналов, выставкой работ, спектаклем, концертом, конкурсами, соревнованиями…
Заключительный этап самый зрелищный и эмоциональный. Часто на него приглашаются гости. Бывает, что при подведении итогов, не называем конкретных победителей. Выигрывают все!

Одними из самых интересных и любимых стали образовательные проекты: «Мой Крым», «Что за прелесть эти сказки!», «Праздник читатель-
ских удовольствий», «Пісні наші, думи наші, мов перлини мерехтять»...

Уже традиционным стал проект «Знай, люби, береги».

Учебный проект
«Знай, люби, береги!»
Цель проекта:
Подготовить и представить творческую работу о родном крае.
Темы работ: «Удивительное рядом», «Памятные места Алушты», «Они нуждаются в нашей защите».
Тему может предложить сам класс.

Задачи проекта: расширить представление детей о своем крае, формирование патрио- тических чувств к родному краю, эмоционально-положительного и ответственного отношения к окружающему миру; развивать исследовательские умения, коммуникативные навыки.

Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа: «Я и Украина».
Учебные предметы, близкие к теме: «Чтение», «Основы здоровья», «Изобразительное искусство».
Участники проекта: учащиеся 3-4классов, классные руководители, родители.

ПЕРВЫЙ ЭТАП
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ АЛУШТУ?
Выбор темы и определение проблемы по классам.
3-А класс (учитель Батура З.В.) выбрал тему «Удивительное рядом», решив исследовать проблему охраны памятников природы, в частности «Долины привидений» и крепости Фуна.
3-Б класс (учитель Чибисова А.И.) изучал проблемы парковых зон и знакомился с работой ландшафтных дизайнеров на базе домов отдыха, пансионатов.
После определения проблемы составляется план работы.
Класс объединяется в группы и получает задание:
1. Экскурсоводы. Они разрабатывают маршруты экскурсий или походов, посещение музеев.
2. Фотокорреспонденты. Их работа заключается в том, чтобы как можно ярче представить тему и проблему проекта.
3.  Журналисты. Собирают материал по данной проблеме.

ВТОРОЙ  ЭТАП
С ЛЮБОВЬЮ К ГОРОДУ
Обработка собранной информации и выставка творческих работ: сочинений, стихов, рисунков, фотогазет, коллекций…
На этом этапе проводится отбор учеников внутри класса для участия в третьем туре, и класс готовит представление и защиту творческой работы.   


ТРЕТИЙ  ЭТАП
(конкурс команд)
АЛУШТА – МОЙ ГОРОД РОДНОЙ
Представление команд
Название команды
Девиз
Эмблема, ее защита

Разминка
Знаешь ли ты свой город?

Каждая команда получает вопросы и за определенное время отвечает на них.

1.Выбери правильный ответ:
Временем основания города считается
а) 4 век н.э. б) 5 век н.э. в) 6 век н.э.

2.Какого музея нет в Алуште?
а) музея Бекетова б) Чехова в) музея Сергеева-Ценского

3.Какая улица главная в Алуште?
а) 15 Апреля б) Горького в) Ленина

4.Какой реки нет в Алуште?
а) Демерджи б) Улу-Узень в) Учан-Су
5.Какие горы окружают Алушту?
а) Роман-Кош б) Кастель в) Демерджи

6. Где находится Аквапарк?
а) Профессорский уголок б) Рабочий уголок в) Дачный уголок

Конкурс капитанов
1. Как переводится название нашего города?
2. Как называется старинная башня в центре города?
3. Какое старинное укрепление находится у горы Демерджи?
4. Что обозначает слово «Фуна»?
5. Какие каменные изваяния есть в Долине приведений?
                                     

Конкурс "Что и где" (соединить памятные места с их местонахождением)

Приморский парк                                Ротонда
Профессорский уголок                       Музей С. Сергеева-Ценского
Миндальная роща                               Памятник Бекетову
Набережная                                          Краеведческий музей 
Партенит                                              Дельфинарий

КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Представление и защита творческой работы по темам проекта.
 Удивительное рядом.
 Защитим и сохраним.
Участники представляют свои идеи: как  сохранить памятники природы, что можем сделать или что сделали, чтобы улучшить состояние Приморского парка в Алуште.


Подведение итогов, награждение.


                                          
Категорія: Практика розвивального навчання | Додав: ОленКа (09.04.2011)
Переглядів: 5247 | Теги: проект | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]