Китайские мамы против еврейских мам - кто лучше?
07.02.2011, 22:33
RUNYweb.com

Китайские мамы против еврейских мам - кто лучше?



Инна Ферштейн

Субботний вечер. Вместо того, чтобы проводить время с мужем, я сижу проверяю и редактирую стилистику 28-го по счету сочинения моей 10-летней Пери, которой предстоит пройти вот уже третий тест для особо одаренных, на этот раз - с сочинением по Марку Твену. Мой десятилетний сын Ари и мой муж - на марафонском 5-часовом соревновании по футболу Chelsea Piers, вкатывают мячи в ворота противника во славу своей команды. Моя пятилетняя дочь - в постели, она только пришла с 7-часового конкурса по пению и официально полностью истощена…

Получаю e-mail от знакомого, с пометкой "обязательно прочитать" в предмете. Статья "Why Chinese Mother's Are Superior" Эми Чуа (Amy Chua), профессора факультета юриспруденции Йельского университета, завораживает. Не секрет, что школьники-китайцы намного лучше успевают в школе, чем их одноклассники-американцы, и что в каждой школе для одаренных детей непропорционально много китайцев. Поэтому я сгораю желанием узнать, что же делает китайских мам лучше.

Эми Чуа, второе поколение китайских иммигрантов, мать двух детей и профессор Йельского университета (!), утверждает, что у китайских мам такие умные дети именно потому, что китайские мамы запрещают им ходить с ночевкой к друзьям и заниматься практически всем, что интересно, связано с общением или отвлекает от учебы: телевизор, видео-игры, летние лагеря и аудирования для школьных спектаклей. Они также требуют от своих детей овладеть игрой на скрипке или пианино (причем лишь на этих, а не каких-либо других, инструментах), быть лучшими по всем предметам за исключением физкультуры и драматических занятий, и не получать оценок ниже "А" .

"Китайские родители понимают, что ребенку ничего не нравится, пока он не овладеет этим в достаточной мере", - пишет Чуа, - "Чтобы чем-то овладеть, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать, поэтому крайне важно преодолеть их предпочтения. Это часто требует от родителей стойкости, потому как ребенок будет сопротивляться; в начале всегда тяжелее всего, и именно в начале у многих западных родителей часто опускаются руки. Но если применить китайскую стратегию правильно, то она станет началом положительного цикла. Упорная тренировка, тренировка, и еще раз тренировка - вот это залог успеха. Как только ребенок добьется успеха в чем-то - будь то игра на пианино или математика - он получит похвалы, восхищение и удовлетворение... Это, в свою очередь, облегчает родителям задачу заставить ребенка работать еще больше."

После прочтения этой статьи на меня набрасывается мои типичные еврейские сомнения: а делаю ли я достаточно для моих детей? Учатся ли они достаточно упорно? Почему у них не одни "А"?  Почему они до сих пор смотрят "iCarly" и ноют, что не хотят играть на пианино? В конце концов, я согласна с доводом Эми: пока чем-то не овладеешь, это занятие не будет интересным.

На следующее утро я просыпаюсь, преисполненная желания реформировать свою родительную стратегию. И начинаю со своей пятилетней дочки... Вооружившись принципом "Ничто не интересно, пока не научишься", я (в прошлом - концертная пианистка) начинаю заниматься с ней на фортепиано. Сначала дочка полна энтузиазма. Она начинает играть, но ее маленькие пальчики попадают не по тем клавишам. Она сбивается все чаще и чаще, начинает жаловаться, что устала. Потом ей нужно в туалет. Потом она жалуется, что это произведение для пятилетнего ребенка слишком сложно. Я не уступаю (пытаясь не потерять терпение), и тут Габи восклицает: "Ты ИСПОРТИЛА МОЮ ЖИЗНЬ!!! Я ТЕБЕ ЭТОГО НИКОГДА НЕ ПРОЩУ!"

Нужно ли мне превратиться в китайскую маму? Нажать на ребенка, установить по-китайски строгую дисциплину, создать среду, в которой любой ценой взращиваются гении? Ведь именно так, согласно совету Чуа, я помогу своей "непослушной" дочери перейти от "Halloween stew" к концерту Моцарта. Но я не китайская мама, я еврейская мама.

Китайские мамы устанавливают строгую дисциплину и требуют повиновения. Еврейские мамы, скажем так, оставляют детям возможность поспорить. Наверное, поэтому среди юристов так много евреев - еврейские дети устраивают дома дебаты. Они не соглашаются со взрослыми. Они спорят, оттачивая на уморенных родителях свою способность убеждать. И мы, мамы, поощряем это как минимум подсознательно - в конце концов, все мы любим поспорить. На днях я слышу от своей пятилетней дочки, которую я упрекнула в том, что она что-то не так сделала: "Я же тебе уже говорила: я НЕ ИДЕАЛЬНАЯ!"

Я даже поощряю своих детей высказывать свое мнение и говорить мне, почему они считают, что я не права. И иногда (очень редко) я принимаю их аргументы, но только если они пошли бы и в суде - например: "Как мы можем тебя переспорить, когда ты адвокат?!"

Я не китайская мама, и я не хочу ею становиться. Я была воспитана еврейской мамой, которая заставляла меня сидеть за пианино по 5 часов в день, но в то же время разрешала мне смотреть телевизор, приятно проводить время и ходить на аудирования на школьный спектакль. Я даже сама написала сценарий к пьесе, когда подросла, и мне разрешали пропускать занятия по фортепиано ради репетиций с друзьями.

Благодаря моему умению играть на пианино я получила стипендию в NYU и закончила его в 5% лучших студентов. Позднее я стала юристом, закончив институт Benjamin N. Cardozo в числе 10% лучших студентов.

Добилась бы я чего-то большего, если бы у меня была китайская мама? Сомневаюсь. Было бы у меня столько радости в детстве без моей еврейской мамы? Никогда!

Додав: ОленКа |
Переглядів: 1511 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]