Психологическое сопровождение развития личности в системе Д.Эльконина - В. Давыдова

Начало статьи                                

                                      Психологическое сопровождение развития личности

                                         в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
(заключительная часть статьи)

Дусавицкий А.К., докт. психол. наук, профессор кафедры психологии ХНУ имени В.Н. Каразина,
Удовенко М.В., канд. психол. наук, доцент кафедры социальной работы  и психологии,
                                  руководитель психологической службы ХГУ "НУА".


Здесь мы выделили три основные функции психолога-рефлексолога:  фасилитаторская, каталитическая и рефлексирующая. Остановимся на каждой из них подробнее.

Функция фасилитатора - в западной научной литературе чаще всего связана с таким качеством недирективного лидера как умение оказать поддержку.  По сути, эта функция базируется на эмпатии, которая описана у К. Роджерса. Реализация функции фасилитатора направлена на «формирование у клиента «внутреннего локуса оценки», лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом». К. Роджерс огромное внимание уделял подготовке и отбору психологов по определенным параметрам (Подготовка консультантов и психотерапевтов//Клиенто-центрированная терапия, 1997, С. 90-91). Данная функция предполагает реализацию тех видов профессиональной деятельности, которые традиционно считаются сугубо психологическими. Прежде всего, это индивидуальное консультирование, коррекционная и развивающая работа. Мы не будем останавливаться на этой функции подробно, т.к. она- достаточно хорошо описана в рамках феноменологического и гуманистического подходов. Что касается видов деятельности, то они также хорошо известны и были упомянуты нами выше.

Функция катализатора  впервые сформулирована К. Юнгом, где он, в отличие от К. Роджерса, меньше внимания уделяет проблеме образования психолога, но говорит о его важнейших личностных его характеристиках и, в частности, его способности быть катализатором тех психических процессов, которые активизируют процесс развития личности обратившегося за помощью. (Проблемы души современного человека, 1999).

С нашей точки зрения, каталитическая функция психолога РО состоит еще и в том, чтобы формировать общественное мнение относительно подлинных целей и ценностей личностного развития, а также критериев результативности современного образования. Происходить  это может, образно говоря, по «методу японской капли». Основной вид деятельности здесь – просвещение, которое может осуществляться в различных традиционных и новых формах взаимодействия. Это  семинары, тренинги, консилиумы, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, клубы (родительские, учительские, студенческие и т.д.).

Функция рефлексолога,  по сути, является основной и принципиально новой, что  и отличает психолога РО от коллег в традиционной системе образования. Данная функция органически вытекает из задач самой школы развития. Еще В.С. Библер говорил о том, что на современном этапе развития цивилизации представители гуманитарного знания фиксируют спрос на личность как объективную необходимость (1975). А свободная личность появляется там, где есть свободный труд, приобретающий творческий характер. Человек лишь в той мере может реализовать себя как личность, в какой способен участвовать в свободном труде – не по внешнему принуждению, а по внутренней необходимости. В свободном труде индивид, будучи личностью, производит всеобщий результат – следовательно, творит не только для себя, но и для всех людей. В.В. Давыдов подчеркивал, что в УД индивид выступает как прообраз будущей производительной силы общества, которое задает все основные параметры его развития как субъекта труда (1974). По мнению А.К. Дусавицкого, УД как специфический вид человеческой деятельности наиболее интимно связана с трудом вообще, в ней отражаются все его основные характеристики (1996). Таким образом, если приведенный выше анализ категории труда применить для характеристики УД, окажется, что к личностному развитию индивида ведет лишь та форма УД, которая выступает как система теоретических знаний, являющихся всеобщими предпосылками построения способов выполнения системы конкретных практических действий. Построение школы развития невозможно без психологического анализа видов деятельности  всех участников образовательного процесса (профессиональной деятельности педагога, учебной деятельности ребенка, управленческой деятельности администрации), начиная с анализа ее содержания, действительного предмета и выяснения того, в какой мере в нем представлена всеобщая форма труда. Функция психолога-рефлексолога в РО и состоит в подобного рода анализе и/или рефлексии тех условий, при которых совместная деятельность всех участников образовательного процесса обеспечивает возможность развития личности ребенка.

В связи с тем, что в РО педагогическая деятельность принципиально иная и  другой педагог, точно также  и роль психолога существенно трансформируется. Впервые мы видим, что психолог работает с новым видом деятельности - педагогической, которая направлена на решение задач развития и имеет различные уровни и формы.

Кроме того, психологическая служба в школе РО является неотъемлемой частью проблемы управления. Она предусматривает выработку вместе с учительским коллективом необходимых пихолого-педагогических средств, обеспечивающих развитие на каждом из этапов в соответствии с обобщенной моделью школы развития. Поэтому главной задачей психолога-рефлексолога в системе РО является рефлексия реальной деятельности школы и ее соответствие модели.

Принципиально новой важной задачей есть отслеживание соответствия управленческих решений и педагогической деятельности, отвечающих принципам РО.

Таким образом, в отличие от традиционного школьного психолога, психолог-рефлексолог работает, прежде всего, с управленцами, педагогами и родителями. Здесь предполагаются определенного вида диагностики, особые тренинги, рефлексивные семинары т.п. Подобные задачи предполагают наличие психологической службы, имеющей свою структуру и состоящей из нескольких психологов.

На сегодняшний день выстраивается целостная система исследований в школе РО. Среди них: преемственность младшей и основной школ, основной школы и вуза, роль личности учителя в системе развивающего обучения, гендерные исследования, ценностные ориентации. Возникает новая специальность – психолог-рефлексолог. В процессе анализа его роли, мы предполагаем, что психологическая деятельность рефлексолога может носить универсальный характер и ее в принципе можно использовать не только в школе, но и в вузе.

Однако необходимо ответить на вопрос что это за специальность, какова модель деятельности психолога-рефлексолога, исследовать ее с точки зрения качеств  личности психолога и объема его знаний, способов саморазвития и повышения квалификации.

 

Литература

1.     Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей.– Томск. : «Пеленг», 1995. – 144 с.

2.     Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.

3.     Дусавицкий А. К. Развивающее образование: теория и практика. Статьи. – Харьков : 2002. – С. 10–13

4.     Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности.– М. : «Дом педагогики», 1996. – 208 с.

5.     Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. – Томск. : «Пеленг», 1997. – 288 с.

6.     Тюков А. А. Фундаментальные законы образования человека. – Рига : Педагогический центр ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998. – 20 с.

Категорія: Психологічний супровід розвивального навчання | Додав: ОленКа (08.10.2010)
Переглядів: 1532 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]