Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса в школе с точки зрения ребенка
Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса
в школе с точки зрения ребенка
(завершение статьи)

Удовенко М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии, руководитель психологической службы ХГУ «НУА».

Характеристика мышления

Основные типы мышления:
- эмпирический тип мышления;
- теоретический тип мышления.
Судить о сформированности теоретического мышления можно при наличии следующих показателей:
§         анализ
§         рефлексия
§         планирование.
Таблица 5
Уровень сформированности действия анализа
(метод «Полоски», методика Зака, количесво учащихся в %)

Сформированность действия анализа

ТО

РО

Высокая

14

87

Средняя

36

7

Низкая

50


Способность анализировать у детей РО развита в 2 раза больше, чем в гимназических классах и в 6 раз больше, чем в классах ТО.

 

Таблица 6
Сформированность действия планирования
(методика «Пути», Зак, количество учащихся в %)
Уровень сформированности
действия планирования

ТО

РО

Высокая

25

65

Средняя

30

23

Низкая

45%

12%

 

Таблица 7
Уровень развития рефлексии
(количество учащихся в %)

Уровень развития рефлексии

ТО

РО

Высокая

5

65

Средняя

25

30

Низкая

70

5

 

Таблица 8
Наличие у учащихся рефлексии на способ действия «Анаграммы
(количество учащихся в %)

Рефлексия на способ действия

ТО

РО

Содержательная

15

60

Формальная

50

33

Отсутствует

35

7

В целом теоретическое мышление сформировано в среднем у 18% учащихся ТО (как показывает опыт, не благодаря, а вопреки традиционной системе образования) мышление 82% учащихся остается на эмпирическом уровне.

В то время, как у подавляющего большинства учащихся РО к концу начальной школы формируется теоретический тип мышления.

Таблица 9
 
Тип мышления
ТО
РО

Теоретический

18%

78%

Эмпирический

82%

22%

 

Вывод:

Рефлективная оценка своих действий сформирована у 10% учащихся 3-х классов ТО и у 65% учащихся РО.

Что касается теоретического мышления, то оно сформировано в среднем у 18% учащихся ТО (как правило, стихийно).

Мышление 82% учащихся остается на эмпирическом житейском уровне. Подтверждают это данные о сформированности рефлексивной оценки собственных действий. 90% детей не способны определить границы собственных знаний, не способны увидеть разницу точек зрения, у них отсутствует интерес к самоизменению. Следовательно, в подростковом возрасте у них возникают сложности при формировании собственного образа Я.

В то время, как 95% учащихся РО обладает высоким (65%) и средним уровнем рефлексии (30%) и у 60% рефлексия содержательна, то есть направлена на способ действия.

Наличие высокого уровня содержательной рефлексии свидетельствует об умении ребенка учиться новым знаниям; в общении – как умение увидеть разницу точек зрения; в самопознании как интерес к самоизменению. Это основа благоприятного развития в подростковом возрасте и дальнейшего овладения теоретическими знаниями.

Данные других исследований, которые мы сейчас не будем приводить, показывают, что этот тип эмпирического мышления  сохраняется и на последующих этапах обучения.

Отсутствие внутренней мотивации и ориентации на способ действия приводит к резкому повышению тревожности (учебной и связанной с родительскими отношениями), которая в подростковом возрасте перетекает в различные психогенные и невротические состояния.

О тревожности следует сказать особо. Тревожность – это система психологической и физиологической напряженности в ситуации, когда ребенок сталкивается с учением, не приносящим ему радости и удовольствия (низкая тревожность ТО –18%, низкая тревожность РО – 70%). Эти данные показывают, что в традиционной школе при переходе к основной школе, не обеспечивается преемственность в образовании со всеми вытекающими негативными последствиями:

·        дети не обладают внутренней мотивацией по отношению к содержанию познавательной деятельности

·        не сформировано теоретическое мышление и способность выходить за пределы собственных знаний

·        не сформирована потребность в самоизменении

·        повышенная личностная тревожность.

Возможные негативные последствия в подростковом возрасте: несформированность позитивного образа Я – невроз – подверженность различного рода зависимостям.

При изменении содержания и методов обучения формируется внутренняя мотивация и широкий познавательный интерес, направленный на способ познавательной деятельности. У детей сформировано умение учить и менять себя, что является  залогом благоприятного процесса развития личности на следующих возрастных этапах. Формируется позитивная Я-концепция, адекватная самооценка, широкое мировоззрение, умение делать самостоятельный профессиональный выбор, нравственно здоровая личность.

Психологической службой НУА целенаправленно не проводилось исследование взаимосвязи ранней профилизации обучения и степени личностного развития. Однако, психологи считают, что ранняя профилизации в лучшем случае никак не влияет на процесс развития личности, что мы можем наблюдать в начальной школе СЭПШ, т.к. там реализуется целостная образовательная парадигма. Профилизация в образовании имеет смысл начиная с старшего подросткового или младшего юношеского возраста (9-10 классы), в связи с тем, что к этому возрасту, при соответствующей организации учебной деятельности в предыдущие периоды, у ребенка уже могут быть сформированы психологические структуры, отвечающие за личностный выбор (устойчивый познавательный интерес в той или иной области, теоретическое мышление, рефлексия, структура целеполагания и др.). До того, как эти структуры не сформированы, профилизация не имеет смысла.

В то же время идея «ранней профилизации» является гениальной с точки зрения маркетинга, т. к. для большинства родителей она привлекательна.  Однако, то, что хорошо срабатывает для родителей («в будущем вашему ребенку это пригодится») абсолютно не работает для детей, потому что дети более целостны и живут ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС и идея будущего для них непонятна, следовательно, не может стать мотивом.

Исходя из этого необходимо, при сохранении идеи «ранней профилизации» в имиджевых целях, выстраивать образовательное пространство в школе основываясь на принципах природосообразности (возрастные принципы). Почему это получается в начальной школе СЭПШ? Одна из причин – это заложено в самой системе развивающего обучения. Следовательно, можно понять принципы этой системы и реализовать их не только в среднем и старшем звене школы, но и в вузе.

В целом можно сделать вывод, что в системе образования есть нереализованный потенциал, который позволит резко поднять качество и эффективность образования.

                                                        
Категорія: Психологічний супровід розвивального навчання | Додав: ОленКа (18.11.2010)
Переглядів: 1082 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]