Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса в школе с точки зрения ребенка
Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса
в школе с точки зрения развития ребенка
 
         Удовенко М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии, руководитель психологической службы ХГУ «НУА».

 

Вопрос о необходимости объективной оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, выявления тех реальных факторов, которые обеспечивают обучение, а, следовательно, развитие ребенка в настоящее время особенно актуален.

            Задача подобной оценки состоит в том, чтобы показать, помогает школа ребенку развиваться, или мешает.

Любое образование является развивающим. Но что он развивает? Что вообще можно считать подлинными критериями роста личности, развития человека?

Нормальное развитие в отечественной психологии интереснее всего описал психолог Б.Братусь. По его мнению, зрелый человек отличается умением относиться к другому как к самоценности, способен к самоотдаче и любви, испытывает потребность в свободе сознания, умеет проектировать свое будущее и верить в осуществимость намеченного, обладает творческим складом и чувством ответственности не перед собой и другими, но и перед прошлыми и будущими поколениями, ему важно понять и найти смысл жизни.

Психологами ХНУ им. В.Н.Каразина на протяжении ряда лет проводится исследование, целью которого является выявление истинных источников, факторов, связанных с обучением и воспитанием. Было выделено несколько факторов, из них два наиболее существенных:

Желание ребенка учиться – познавательная направленность мотивационной сферы, так называемый внутренний мотив, в отличие от мотива внешнего, когда ребенка побуждают к обучению либо страх перед родителями, либо боязнь получить плохую отметку. В любом случае противоположность собственного желания ребенка учиться – есть страх перед наказанием.

Продуктивное теоретическое мышление, благодаря которому ребенок способен овладевать способами познавательной деятельности, способен к решению учебных задач. В науке такое мышление принято называть теоретическим в отличие от эмпирического или житейского, репродуктивного типа мышления, обладая которым ребенок способен действовать лишь по образцу.

Таким образом, по наличию двух этих факторов можно судить об эффективности образовательного процесса, в основе которого и лежит усвоение теоретических знаний, а следовательно о развитии личности.

Если же эти показатели низкие, то цели и задачи школы, в основе которой лежит освоение теоретических знаний, реализованы не будут.

В психологической службой НУА, начиная с 2000 года в конце обучения в начальной школе проводится итоговое исследование сформированности показателей развития младших школьников – компонентов учебной деятельности и личностных характеристик. Кроме того, для подготовки данной аналитической справки были использованы данные исследований, проводимых кафедрой психологии ХНУ им. В.Н. Каразина для сравнительной характеристики итогов развития в младшем школьном возрасте в зависимости от типа организации учебной деятельности школьников (использованы обобщенные данные по 35 общеобразовательным школам и 6 лицеям г. Харькова, Харьковской и Полтавской областей. Всего исследовано 1330 учащихся). Данные по классам развивающего обучения взяты из исследований, проводимых в НУА.

Судить о наличии у ребенка внутренней мотивации к учению можно исходя из анализа сферы его  интересов. Они могут быть широкие познавательные, узкие учебные и развлекательные. С другой стороны интерес может быть ситуационный и содержательный.

Сравнительные данные по исследованию мотивационной сферы у младших школьников общеобразовательных школ с традиционной системой обучения (в дальнейшем ТО) и классов развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (в дальнейшем РО) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наличие учебно-позновательного интереса к концу 3-го класса
(методика альтернативных сочинений, количество уч-ся в %)

Характер интересов

ТО

РО

Широкий познавательный

10

50

Узкий учебный

16

14

Развлекательный

74

26

 К концу начальной школы у учащихся общеобразовательных школ преобладает внешняя мотивация. Интерес к познанию, к способам познавательной деятельности либо не формируется вообще, либо он ситуационный, развлекательный и направлен на результат познавательной деятельности (74%).

К концу младшего школьного возраста в классах РО количество учащихся, у которых сформирован широкий познавательный интерес, в 3 раза больше, чем в лицеях и гимназических классах и в 6 раз больше, чем  в традиционных классах (внутренняя содержательная мотивация).

В таблице 2 представлены обобщенные данные, касающиеся направленности познавательного интереса (методика «Выбор задач»).

Таблица 2
Направленность познавательного интереса
(количество учащихся в %)
Направленность
ТО
РО

На способ познавательной деятельности

23

90

На результат познавательной деятельности

77

10

В классах РО количество учащихся, ориентированных на поиск общего способа действия в 4 раза больше, чем в ТО. Ориентация на общий способ действия создает условия для развития у ребенка умения отделять известное от неизвестного и формулировать вопросы – гипотезы о неизвестном. Основой этих умений является рефлексия.

Таблица 3

Устойчивость учебно-познавательного интереса
(сочинение «Что такое человек», количество уч-ся в %)

Устойчивость учебно-познавательного интереса

ТО

РО

Высокая

28

55

Средняя

32

30

Низкая

40

15

 

В классах ТО зафиксирована низкая устойчивость учебно-познавательного интереса. Кроме того, преобладает ситуационный интерес более половины учащихся в классах РО с высокой устойчивостью учебно-познавательного интереса, который является содержательным.

 

Таблица 4
Мотивация УД
(сочинение на тему «Моя учеба и отметки», количество учащихся в %)

Мотив

ТО

РО

Внешний (отметка)

100

30

Внутренний (интерес)

0

70

 

Следует отметить, что 90% тех детей, у которых внешняя мотивация к обучению, составляют дети с повышенной  тревожностью по отношению к родителям (одна из важных проблем – родители не всегда способствуют формированию у своих детей устойчивой внутренней мотивации к учению).

Вывод: к концу 3 класса 70% детей, обучающихся по системе РО, обладают внутренней содержательной мотивацией, развитыми широкими познавательными интересами, направленными на способ познавательной деятельности. В то время, как у детей, обучающихся в ТО мотивация внешняя, интерес к познанию либо не формируются вообще, либо он ситуационный, развлекательный и направлен на результат познавательной деятельности (74%).

Завершение статьи

Категорія: Психологічний супровід розвивального навчання | Додав: ОленКа (18.11.2010)
Переглядів: 1212 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]