Головна » Статті » Психологічний супровід розвивального навчання

Дусавицкий А.К., Розен (Удовенко) М.В. Диагностика развития личности младшего школьника

Фрагмент книги: Дусавицкий А.К., Розен (Удовенко) М.В. Диагностика развития личности младшего школьника

 

Раздел 5. Возможности «большой» психологической игры для диагностики коллективного субъекта учебной деятельности при переходе младших школьников в основную школу

 

Развитие личности в коллективе возможно только в том случае, если объединяющая их деятельность является творческой (В.В. Давыдов). Она поэтому и является ведущей, что обеспечивает естественное развитие личности в определенном временном отрезке. В коллективной деятельности усваиваются нормы отношений, основанные на принципах равенства, то есть имеющие нравственный характер. Они интериоризируются и в дальнейшем переносятся на другие виды совместной деятельности.

В конце третьего – начале четвертого класса начинается формирование классного коллектива как коллективно-распределенного субъекта любых видов деятельности на основе коллективно-распределенной формы учебной деятельности. Субъект коллективной учебной деятельности появляется тогда, когда группа может выработать самостоятельно общие цели своей деятельности, зафиксировать их в задаче и найти средства ее решения. При этом возникает необходимость самоопределения личности в качестве индивидуального субъекта в решении коллективной задачи. Здесь разводятся понятия индивидуального субъекта деятельности и личности как субъекта коллек­тивной деятельности. Дальнейшее  развитие  индивидуального субъекта как личности возможно лишь в условиях появления коллективного субъекта деятельности. Он и появляется в процессе выработки коллективных целей - сложного творческого процесса, сотрудничества индивидуальных субъектов на основе овладения принципами диалога. Сами личностные формы поведения обнаруживаются в таком сотрудничестве, в рефлексии его необходимости [2; 3].

По мнению Дусавицкого А.К., группа-лидер, возникающая в ходе формирования коллективно-распределенной учебной деятельности на основе организации сотрудничества наиболее способных учеников, выходит за пределы учебной деятельности и начинает опробовать опыт творческого и эмоционального общения в других видах общественно-полезной или игровой деятельности. Сохраняя деятельные и эмоциональные связи с учащимися в учебной деятельности, группа задает для них новые ценности и образцы активности [2].

     Освоение коллективно-распределенной формы учебной деятельности, опыт деятельностного и межличностного общения в малых группах является предпосылкой и основанием формирования учебного коллектива. Его становление подробно описано в работе Дусавицкого А.К. «Развитие личности в учебной деятельности». Здесь мы лишь коснемся  диагностических возможностей «большой» психологической игры как инструмента диагностики коллективного субъекта учебной деятельности в конце младшей школы.

В игре есть потенциальные возможности, использование которых позволяет, по словам Г.А. Цукерман, «устранить опасную синхронизацию двух кризисов – возрастного и образовательного... так как, в отличие от возрастного кризиса, конструктивного даже в своих негативных проявлениях, кризис образовательный деструктивен, рукотворен (построен руками работников образования), является типичной дидактогенией, которую можно и должно устранить» [5].

Наиболее фундаментальный анализ игры представлен в работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, которые изучали роль детской игры как источника зоны ближайшего развития. По мнению авторов, в ней происходит расхождение видимого и смыслового поля, развивается воображение, происходит переход к внутренней речи, формируется произвольность и волевая мотивация, развивается самосознание.

         Игра может стать средством перехода от травмирующих условий реальности в ирреальный план, можно говорить об адаптивной функции игры, но главные преобразования в игре происходят с личностными особенностями участников.

«Большая» психологическая игра – это целостное, законченное действо, «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником и позволяет ему получить опыт для своей настоящей жизни. «Большая» игра принципиально отличается от других видов игр тем, что для всех участников она выступает как деятельность. Все пространство здесь занимает игровой сюжет, с его игровыми правилами и логикой развития событий. А все предметные знания, умения и навыки выступают игровыми средствами, без которых дети не могут решить свои игровые задачи, что, без сомнения, является правильным с точки зрения развивающего обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образования, а образование ради жизни, деятельности и самопознания.

Четвертый год обучения в школе – это этап обособления школьников внутри уже сложившейся учебной общности. Задача взрослых – обеспечить психолого-педагогические условия для начала индивидуализации тех способностей и умений, которые были приобретены детьми в процессе совместно-распределенного решения учебных задач. В первую очередь речь идет о способности к рефлексии как необходимого условия для построения Я-концепции в подростковом возрасте. И здесь возможности игры еще до конца не использованы в школьной практике. Задача данной главы – показать необходимость проектирования образовательного перехода, призванного смягчить трудности адаптации детей к средней школе и раскрыть возможности психологической игры в этом процессе.

Психологи, которые занимаются проблемой конструирования и внедрения в школьную практику «больших» психологических игр считают, что они могут прижиться лишь в той школе, которая ставит перед собой задачу, связанную с формированием субъектной позиции всех участников образовательной среды.

 

Диагностическая игра «Впереди у нас 5 – й класс!»

За основу взята игра «Впереди у нас 5-й класс», которая позволяет детям впервые серьезно задуматься и обсудить вопрос о том, что ждет их в средней школе. Игра проводится в конце учебного года с целью выявления уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено. Игра состоит из двух частей. Время, необходимое для проведения первой части 2 часа, второй — 45 минут. Для проведения игры необходимо большое помещение. Проводить вторую часть игры нужно на той же неделе, когда проходила первая, или на следующей, но не позже. Она является логическим продолжением первой, поэтому цели и задачи остаются прежние.
К игре дети готовятся заранее [1, 4].

Задачи игры состоят в следующем:

1.     Диагностировать социальную зрелость, мотивационную сферу, умение выстраивать отношения со сверстниками, отношение к школе как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений, умение занять ответственную позицию школьника.

2.     Создать ситуации, требующие сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.

3.     Прояснить ожидания и тревоги, связанные с переходом в среднюю школу.

 

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы - заготовка карты класса в виде листа ватмана, на котором написано название игры и размечено место для символа класса, может быть частично нарисован символ;

 - чистый лист ватмана;

- заготовки цветных паззлов, на которых написаны различные качества;

- два чистых цветных паззла;

- карточки с парными названиями животных;

- два платка или повязки для глаз;

- карточки с напечатанными фразами;

- набор карточек с буквами;

- стенд;

- большие стулья (по количеству участников) и 10 маленьких;

- карточки с загадками;

- листы формата А4 (по количеству участников);

- цветные карандаши и фломастеры;

- музыкальное сопровождение.

За процессом наблюдают эксперты (завуч начальной школы, нынешние и будущие классные руководители), которые фиксируют особенности поведения и высказывания детей в протоколах наблюдения.

Первая часть

Ведущий заходит в класс и приглашает детей с педагогами пройти на занятие в актовый зал. Дети и взрослые входят и рассаживаются на стулья, стоящие большим полукругом. Перед детьми на стенде прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано: «Впереди у нас — пятый класс» и что-то непонятное и необычное нарисовано посередине.

Ведущий. Сегодня нам с вами предстоит собраться в дорогу. Как вы думаете, куда?

Дети отвечают, что им предстоит собраться в пятый класс.

Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На нее мы поместим ваши ожидания и качества вашего класса, которые понадобятся вам в средней школе. Давайте начнем собирать чемодан вашего класса и решим, что мы возьмем с собой. Какие мы должны быть в пятом классе, чтобы нам жилось интересно и весело?

Дети включаются в выполнение поставленной перед ними задачи. Они могут называть различные качества, а ведущий должен фиксировать их на бумаге. Как правило, ребята ожидают от пятого класса: добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.

Ведущий. Вы назвали очень много различных качеств, которые вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные, и сейчас нам предстоит выяснить, какие. Вам предстоит пройти через испытания, справиться с ними и суметь понять, благодаря каким качествам вы преодолели препятствие. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать пазл, на котором будет написано качество, которое вам в этом помогло. В конце игры из набранных паззлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса. Перед тем как начнется наша игра, нам нужно на нее настроиться. Для этого предлагаю провести игру-разминку «Зоопарк». Сейчас каждый из вас получит лист бумаги, на котором написано название животного (надо сделать парные карточки с названиями следующих животных: лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж и т.п.). По моей команде: «Начали!» вы будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого прочитали на своем листе. Ваша задача — найти того, кто изображает ваше животное, и стать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя.

После того как ребята нашли свою пару, ведущий сообщает классу правила следующей игры.

Ведущий. А теперь представьте, что ваши животные первый раз встретились в лесу. Каждый из них решил что-то рассказать о себе. Поэтому сейчас вам нужно пообщаться в парах. Ваша задача — постараться узнать как можно больше о другом животном. Помните, что животные общаются друг с другом на зверином языке, т. е. при помощи звуков и жестов.

Пары по очереди при помощи жестов и звуков рассказывают о своем животном. Взрослые во время выполнения этого задания могут наблюдать за тем, каким образом ребятам удается выражать мысли при помощи звуков и жестов.

После того как животные рассказали друг другу о себе, ведущий проводит небольшое обсуждение с каждой парой. Он спрашивает о том, что удалось узнать участникам друг о друге.

Ведущий. Мы с вами немного поиграли, вы все пообщались и настроились на наше занятие. Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания.

Первое испытание: игра «Машинки»

Ведущий. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта игрушечная машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина — четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, чтобы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды. Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто — машинкой, проведем жеребьевку. Один представитель от каждой пары подойдет ко мне и возьмет лист бумаги. Если на листе будет написана цифра «1», значит, вы хозяин, а ваш партнер — машинка. Ну а если ваш лист окажется пустым, то значит, вы — машинка, а ваш партнер — хозяин. Во время игры вы сначала побываете в одной роли, а затем в другой. В ходе игры мой помощник будет помечать на листе бумаги каждое столкновение машинки с предметом. Выигрывает тот хозяин, чья машина сумеет без аварий проехать свой путь.

Каждой паре надо быстро решить, кто будет ее представителем, и он отправляется вытягивать жребий. Помощники во время проведения жеребьевки подготавливают к игре помещение, расставляют в хаотичном порядке стулья в центре зала.

Ведущий. Прошу выйти две пары и стать в зале друг напротив друга так, чтобы вас отделяла друг от друга площадка со стульями.

Дети выходят и становятся друг напротив друга. Ведущий завязывает платком глаза ребятам, которые играют роль машинок.

В ходе выполнения этого задания взрослые могут наблюдать и отмечать в бланке наблюдения тех детей, которые испытывают трудности в восприятии устных инструкций, их выполнении, путаются в пространственных понятиях, не умеют слушать других детей, с трудом контролируют свое поведение.

Ведущий. Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машинки? Почему? Какое же качество всем помогло справиться с этим испытанием?

Дети могут назвать такие качества, как умение, слушать и выполнять задание, ориентироваться в пространстве, взаимопонимание. Ведущий подводит предварительный итог.

Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств — взаимопонимание, и поэтому ваш класс получает первый паззл. Решите, пожалуйста, кто из вас станет его хранителем.

На этапе принятия группового решения можно увидеть насколько дети переносят навыки группового сотрудничества во внеучебную ситуацию и отметить это в плане наблюдения за участниками игры «Впереди у на 5-й класс» (Приложение 15).

Категорія: Психологічний супровід розвивального навчання | Додав: ОленКа (08.10.2010)
Переглядів: 3265 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]