Дусавицкий А.К., Розен (Удовенко) М.В. Диагностика развития личности младшего школьника

Вернуться к началу фрагмента

Фрагмент книги: Дусавицкий А.К., Розен (Удовенко) М.В. Диагностика развития личности младшего школьника

 

Раздел 5. Возможности «большой» психологической игры для диагностики коллективного субъекта учебной деятельности при переходе младших школьников в основную школу

(завершение фрагмента)


Второе испытание: игра «Покажи фразу»

Ведущий. Для следующей игры вам надо выбрать троих ребят — самых сообразительных и артистичных — на роль ведущих. На обсуждение дается 1 минута.

При этом взрослым важно обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают.

Ведущий. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны фразы. Ваша задача — изобразить при помощи различных жестов или звуков прочитанную ими фразу так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить по три фразы. (На карточках могут быть фразы следующего содержания: встреча гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие спортом; чтение интересной книги; игра на компьютере; укладывание чемодана; игра на музыкальных инструментах; просмотр телепередач.)

Если вдруг ребенку не удается выполнить задание, он имеет право попросить помощи у ведущего.

 На данном этапе важно обратить "внимание на то, насколько удачно дети справляются с заданием, кто из них быстро и правильно понимает показанное.

Ведущий. Как вы думаете, какое качество нам помогало пройти это испытание?

Участники могут ответить, что им помогли сообразительность и смекалка.

Ведущий. Вы правильно назвали еще одно важное качество — смекалку, и поэтому получаете второй паззл. Решите, кто будет его беречь до конца нашей игры.

Класс выбирает хранителя второго паззла.

Третье испытание: игра «Переправа»

Ведущий. В нашей следующей игре вам нужно различными способами перебраться из одной половины зала в другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники игры должны вернуться на исходное место и игра начнется заново. Сигналом к началу игры послужит веселая музыка.

Дети обсуждают способы переправы. Взрослые наблюдают за дискуссией.

Ведущий. Ваше время истекло. Прошу всех выстроиться в одну шеренгу в правой части зала. Ваша задача — по сигналу начать передвигаться к противоположной стороне.

Ведущий включает веселую музыку, дети начинают передвигаться из одной части зала в другую.

Способы переправы у ребят могут быть достаточно разнообразными, порой и необычными. В случае, если кто-то из детей копирует другого, игру следует повторить начиная с этапа обсуждения.

Ведущий. Как вы думаете, какое качество вам помогало в этой игре?

Большинство ребят может ответить, что им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и воображение. Ведущий подводит итог.

Ведущий. Совершенно верно, справиться с этим заданием вам помогли дружба и воображение, поэтому вы получаете третий паззл. Выберите, пожалуйста, его хранителя.

Дети сообща выбирают из учеников третьего хранителя.

Четвертое испытание: игра «Вопрос — ответ»

Ведущий. Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Отвечать надо быстро и правильно. Если не знаете ответа, говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Ваша главная задача — набрать наибольшее количество баллов. Сейчас вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

Ведущий должен постараться понять, все ли дети уяснили, как и что нужно делать. В ходе игры ведущий должен четко зачитывать загадки, а дети — быстро отвечать. Во время игры взрослые могут наблюдать за тем, насколько дети включены в работу, отмечать ребят, которым удается быстро и правильно справляться с предложенным заданием. ...

Ведущий. Скажите, пожалуйста, сколько баллов вам удалось набрать в этой игре?

Ребята сообщают, сколько баллов сумел набрать класс при выполнении задания.

Ведущий. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам помогали?

Дети могут высказать следующие предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость.

Ведущий. Совершенно верно, справиться с этим испытанием вам помогала находчивость. Получите еще один паззл и выберите его хранителя.

Дети выбирают хранителя пазла.

Ведущий. Но у нас остались еще два пустых паззла. Сейчас вам необходимо обсудить и решить, какие еще есть важные качества, о которых мы сегодня не говорили, но которые вам понадобятся в пятом классе. На обсуждение дается ровно 3 минуты.

Ученики, получив очередное задание, начинают его обсуждать. Взрослым необходимо наблюдать за ходом дискуссии: умеют ли дети слушать друг друга, кто из детей является лидером.

Ребята называют качества, которые считают важными, но о которых еще не говорилось. На этом этапе у игры есть несколько вариантов развития. Если дети сумели правильно назвать такие качества, как старательность и любознательность, то классу не нужно проходить пятое и шестое испытания. Если дети правильно назвали одно качество — «старательность», то ведущий предлагает пройти игру-испытание «Расшифруй», если «любознательность», то игру-испытание «Мяч».

Пятое испытание: игра «Расшифруй»

Ведущий. Для того чтобы вы могли понять, о каком важном качестве вы забыли, предлагаю пройти через еще одно испытание. Сейчас класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача — в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначает какое-либо качество.

Класс получает набор карточек с буквами. Взрослые наблюдают за работой группы. В результате класс должен собрать слово «любознательность». Ведущий просит кого-то из детей записать его на чистом паззле. Затем класс выбирает хранителя паззла. Для этой игры необходим набор карточек со следующими буквами: «б», «т», «ь», «л», «о», «з», «а», «с», «о», «ю», «н», «л», «е», «ь», «н», «т».

Шестое испытание: игра «Мяч»

Ведущий. Следующее испытание поможет вам вспомнить, какое важное качество вы не назвали. Сейчас вам нужно стать в круг и по команде «Начали!» без помощи рук передавать по кругу мяч. Если мяч во время передачи падает на пол, то он возвращается к первому игроку и игра начинается заново и продолжается до тех пор, пока мяч не пройдет по всему кругу.

В ходе выполнения этого задания дети должны выйти на понятие «старательность» и записать это слово на чистом паззле.

Ведущий. В ходе нашей игры вы сумели набрать достаточно много паззлов с названием качеств, которые понадобятся вам в пятом классе. А теперь нужно попробовать сложить из паззлов символ класса.

Дети пытаются сложить из имеющихся паззлов символ класса.

Ведущий. Как вы думаете, что у вас получилось? Совершенно верно, это действительно открытая книга, она и является символом вашего класса. Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, сообразительный, старательный, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга вашего класса постепенно будет пополняться записями о новых важных качествах, которые вы приобретете за время школьной жизни. Давайте теперь оформим карту вашего класса, прикрепив к ней ваш символ, а ниже, на карте, я прошу каждого из вас поставить свою подпись.

Дети вместе со взрослыми оформляют карту класса. В конце первой части игры ведущий проводит традиционное обсуждение. В нем принимают участие дети, педагоги и психологи.

Ведущий. Что вам запомнилось в сегодняшней игре? С какими чувствами вы уходите?

Вторая часть

Вторая часть игры является логическим продолжением первой, поэтому цели остаются прежними. Ведущий входит в класс или приглашает детей пройти в актовый (тренинговый) зал.

Ведущий. Сегодня мы продолжаем игру «Впереди у нас — пятый класс». Вспомните, что происходило в первой части.

Итак, мы продолжаем обсуждать тему перехода из начального звена в среднее.

На доске или стенде прикрепляется карта класса с его символом — открытой книгой, где записаны качества, которые дети возьмут с собой. Рядом вывешивают чистый лист ватмана. Ведущий включает негромкую, спокойную музыку.

Ведущий. А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, примите удобное положение и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить.

Ведущий под музыку (желательно в микрофон, если игра проводится в зале) медленно и спокойно произносит следующий текст.

Ведущий. Представьте, что вы пришли первого сентября в школу, в пятый класс. Попытайтесь увидеть себя: как вы выглядите, с кем общаетесь чем занимаетесь. А теперь представьте, что вы сидите на уроках: что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, о чем вас спрашивают, что требуют. Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы будем возвращаться обратно в настоящее, в четвертый класс. Я буду считать до пяти. На счет «пять» вы медленно откроете глаза и окажетесь в вашем классе. А сейчас предлагаю рассказать, что вам удалось представить.

Ребята (по желанию) рассказывают классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене. Но среди учеников могут оказаться и такие, у которых не получилось себя представить. Поэтому лучше проводить релаксацию в помещении, где есть возможность каждому ребенку выбрать для себя удобное место и положение. Затем ведущий раздает детям по листу бумаги и набору цветных карандашей.

Ведущий. Все вы получили чистые листы, которые надо разделить карандашом на две равные части. На первой части листа надо написать: «Я в настоящем», а на второй — «Я в будущем». Вам предстоит нарисовать себя сначала в настоящем, а потом в будущем. Затем необходимо подумать и написать около рисунка «Я в будущем» те изменения, которые с вами произойдут.

В ходе выполнения этого задания ведущему необходимо обратить внимание детей на то, что они должны описывать не только внешние изменения, но и внутренние, т. е. какими качествами они будут обладать в среднем звене.

Во время выполнения этого задания звучит спокойная музыка, которая сопровождала предыдущее упражнение. Музыка звучит до тех пор, пока дети рисуют.

Ведущий. Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу всех сесть в круг, а рисунки положить в центр, так чтобы они были всем хорошо видны. Даю вам несколько минут на то, чтобы рассмотреть работы друг друга, можно задавать вопросы, если вам будет что-то непонятно.

Ребята рассматривают рисунки друг друга и задают вопросы.

Ведущий. Кто хочет рассказать о том, каким он себя увидел в настоящем и будущем и какие с ним произойдут изменения в пятом классе?

Ребята по желанию рассказывают о своих рисунках и тех изменениях, которые с ними случатся. Ведущий должен уточнять у детей, чего они ждут от себя в пятом классе.

Ведущий. А теперь я прошу вас записать около рисунков свои ожидания.

Чаще всего дети пишут о том, что ждут от пятого класса добрых учителей, интересного материала, веселой и разнообразной школьной жизни, хороших оценок, Взрослым очень важно отметить для себя все ожидания детей.

Ведущий. А сейчас мы все вместе будем приклеивать ваши рисунки на чистый лист ватмана. Посмотрите, какая у нас получилась большая карта. Теперь с ее помощью вы имеете уникальную возможность видеть, какие вы есть и какими хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в средней школе. Скажите, что вам запомнилось в нашей игре?

Дети садятся в круг и по очереди делятся своими впечатлениями [1].

Таким образом, для того чтобы смягчить трудности адаптации детей к средней школе, обеспечить плавное, некризисное вхождение их в предподростковый возраст,  необходимо проектировать образовательный переход из младшей в основную школу. «Большая» психологическая игра в этом плане может стать мощным ресурсом. Психологическая игра – один из способов, позволяющих: диагностировать социальную зрелость, мотивационную сферу детей; прогнозировать возможные проблемы и намечать способы их коррекции; прояснить ожидания и тревоги, связанные с переходом; координировать деятельность педагогов начального и среднего звена и тем самым создать более мягкий переход к основной школе, оптимизировать процесс адаптации детей к ней.

Литература

1.      Битянова М. Р. : Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – Изд-во : ПИТЕР. – СПб., 2008. – 304 с. http://www.psihologu.info/content/view/557/16/.

2.      Дусавицкий А. К. Развивающее образование : теория и практика / Дусавицкий А. К. Статьи. – Харьков : 2002. – 146 с.

3.      Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности / Дусавицкий А. К. М. : Дом педагогики, 1996.– 323 с.

4.     Удовенко М. В. Психологическая игра как способ адаптации младших школьников к обучению в основной школе // Практ. психологiя та соц. робота. – 2005. – № 3. – С. 11–18.

5.     Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники «ничья земля» в возрастной психологии / Цукерман Г. А. - Вопросы психологии. 1998. № 3.   1731 с.

 

Категорія: Психологічний супровід розвивального навчання | Додав: ОленКа (08.10.2010)
Переглядів: 2443 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]