Фрагмент книги: Дусавицкий А.К., Розен (Удовенко) М.В. Диагностика развития личности младшего школьника
Раздел 5. Возможности «большой» психологической игры для диагностики коллективного субъекта учебной деятельности при переходе младших школьников в основную школу (завершение фрагмента) Второе испытание: игра «Покажи фразу» Ведущий. Для следующей игры вам надо выбрать троих ребят — самых сообразительных и артистичных — на роль ведущих. На обсуждение дается 1 минута. При этом взрослым важно обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают. Ведущий. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны фразы. Ваша задача — изобразить при помощи различных жестов или звуков прочитанную ими фразу так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить по три фразы. (На карточках могут быть фразы следующего содержания: встреча гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие спортом; чтение интересной книги; игра на компьютере; укладывание чемодана; игра на музыкальных инструментах; просмотр телепередач.) Если вдруг ребенку не удается выполнить задание, он имеет право попросить помощи у ведущего. На данном этапе важно обратить "внимание на то, насколько удачно дети справляются с заданием, кто из них быстро и правильно понимает показанное. Ведущий. Как вы думаете, какое качество нам помогало пройти это испытание? Участники могут ответить, что им помогли сообразительность и смекалка. Ведущий. Вы правильно назвали еще одно важное качество — смекалку, и поэтому получаете второй паззл. Решите, кто будет его беречь до конца нашей игры. Класс выбирает хранителя второго паззла. Третье испытание: игра «Переправа» Ведущий. В нашей следующей игре вам нужно различными способами перебраться из одной половины зала в другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники игры должны вернуться на исходное место и игра начнется заново. Сигналом к началу игры послужит веселая музыка. Дети обсуждают способы переправы. Взрослые наблюдают за дискуссией. Ведущий. Ваше время истекло. Прошу всех выстроиться в одну шеренгу в правой части зала. Ваша задача — по сигналу начать передвигаться к противоположной стороне. Ведущий включает веселую музыку, дети начинают передвигаться из одной части зала в другую. Способы переправы у ребят могут быть достаточно разнообразными, порой и необычными. В случае, если кто-то из детей копирует другого, игру следует повторить начиная с этапа обсуждения. Ведущий. Как вы думаете, какое качество вам помогало в этой игре? Большинство ребят может ответить, что им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и воображение. Ведущий подводит итог. Ведущий. Совершенно верно, справиться с этим заданием вам помогли дружба и воображение, поэтому вы получаете третий паззл. Выберите, пожалуйста, его хранителя. Дети сообща выбирают из учеников третьего хранителя. Четвертое испытание: игра «Вопрос — ответ» Ведущий. Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Отвечать надо быстро и правильно. Если не знаете ответа, говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Ваша главная задача — набрать наибольшее количество баллов. Сейчас вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Ведущий должен постараться понять, все ли дети уяснили, как и что нужно делать. В ходе игры ведущий должен четко зачитывать загадки, а дети — быстро отвечать. Во время игры взрослые могут наблюдать за тем, насколько дети включены в работу, отмечать ребят, которым удается быстро и правильно справляться с предложенным заданием. ... Ведущий. Скажите, пожалуйста, сколько баллов вам удалось набрать в этой игре? Ребята сообщают, сколько баллов сумел набрать класс при выполнении задания. Ведущий. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам помогали? Дети могут высказать следующие предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость. Ведущий. Совершенно верно, справиться с этим испытанием вам помогала находчивость. Получите еще один паззл и выберите его хранителя. Дети выбирают хранителя пазла. Ведущий. Но у нас остались еще два пустых паззла. Сейчас вам необходимо обсудить и решить, какие еще есть важные качества, о которых мы сегодня не говорили, но которые вам понадобятся в пятом классе. На обсуждение дается ровно 3 минуты. Ученики, получив очередное задание, начинают его обсуждать. Взрослым необходимо наблюдать за ходом дискуссии: умеют ли дети слушать друг друга, кто из детей является лидером. Ребята называют качества, которые считают важными, но о которых еще не говорилось. На этом этапе у игры есть несколько вариантов развития. Если дети сумели правильно назвать такие качества, как старательность и любознательность, то классу не нужно проходить пятое и шестое испытания. Если дети правильно назвали одно качество — «старательность», то ведущий предлагает пройти игру-испытание «Расшифруй», если «любознательность», то игру-испытание «Мяч». Пятое испытание: игра «Расшифруй» Ведущий. Для того чтобы вы могли понять, о каком важном качестве вы забыли, предлагаю пройти через еще одно испытание. Сейчас класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача — в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначает какое-либо качество. Класс получает набор карточек с буквами. Взрослые наблюдают за работой группы. В результате класс должен собрать слово «любознательность». Ведущий просит кого-то из детей записать его на чистом паззле. Затем класс выбирает хранителя паззла. Для этой игры необходим набор карточек со следующими буквами: «б», «т», «ь», «л», «о», «з», «а», «с», «о», «ю», «н», «л», «е», «ь», «н», «т». Шестое испытание: игра «Мяч» Ведущий. Следующее испытание поможет вам вспомнить, какое важное качество вы не назвали. Сейчас вам нужно стать в круг и по команде «Начали!» без помощи рук передавать по кругу мяч. Если мяч во время передачи падает на пол, то он возвращается к первому игроку и игра начинается заново и продолжается до тех пор, пока мяч не пройдет по всему кругу. В ходе выполнения этого задания дети должны выйти на понятие «старательность» и записать это слово на чистом паззле. Ведущий. В ходе нашей игры вы сумели набрать достаточно много паззлов с названием качеств, которые понадобятся вам в пятом классе. А теперь нужно попробовать сложить из паззлов символ класса. Дети пытаются сложить из имеющихся паззлов символ класса. Ведущий. Как вы думаете, что у вас получилось? Совершенно верно, это действительно открытая книга, она и является символом вашего класса. Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, сообразительный, старательный, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга вашего класса постепенно будет пополняться записями о новых важных качествах, которые вы приобретете за время школьной жизни. Давайте теперь оформим карту вашего класса, прикрепив к ней ваш символ, а ниже, на карте, я прошу каждого из вас поставить свою подпись. Дети вместе со взрослыми оформляют карту класса. В конце первой части игры ведущий проводит традиционное обсуждение. В нем принимают участие дети, педагоги и психологи. Ведущий. Что вам запомнилось в сегодняшней игре? С какими чувствами вы уходите? Вторая часть Вторая часть игры является логическим продолжением первой, поэтому цели остаются прежними. Ведущий входит в класс или приглашает детей пройти в актовый (тренинговый) зал. Ведущий. Сегодня мы продолжаем игру «Впереди у нас — пятый класс». Вспомните, что происходило в первой части. Итак, мы продолжаем обсуждать тему перехода из начального звена в среднее. На доске или стенде прикрепляется карта класса с его символом — открытой книгой, где записаны качества, которые дети возьмут с собой. Рядом вывешивают чистый лист ватмана. Ведущий включает негромкую, спокойную музыку. Ведущий. А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, примите удобное положение и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить. Ведущий под музыку (желательно в микрофон, если игра проводится в зале) медленно и спокойно произносит следующий текст.
Ведущий. Представьте, что вы пришли первого сентября в школу, в пятый класс. Попытайтесь увидеть себя: как вы выглядите, с кем общаетесь чем занимаетесь. А теперь представьте, что вы сидите на уроках: что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, о чем вас спрашивают, что требуют. Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы будем возвращаться обратно в настоящее, в четвертый класс. Я буду считать до пяти. На счет «пять» вы медленно откроете глаза и окажетесь в вашем классе. А сейчас предлагаю рассказать, что вам удалось представить. Ребята (по желанию) рассказывают классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене. Но среди учеников могут оказаться и такие, у которых не получилось себя представить. Поэтому лучше проводить релаксацию в помещении, где есть возможность каждому ребенку выбрать для себя удобное место и положение. Затем ведущий раздает детям по листу бумаги и набору цветных карандашей. Ведущий. Все вы получили чистые листы, которые надо разделить карандашом на две равные части. На первой части листа надо написать: «Я в настоящем», а на второй — «Я в будущем». Вам предстоит нарисовать себя сначала в настоящем, а потом в будущем. Затем необходимо подумать и написать около рисунка «Я в будущем» те изменения, которые с вами произойдут. В ходе выполнения этого задания ведущему необходимо обратить внимание детей на то, что они должны описывать не только внешние изменения, но и внутренние, т. е. какими качествами они будут обладать в среднем звене. Во время выполнения этого задания звучит спокойная музыка, которая сопровождала предыдущее упражнение. Музыка звучит до тех пор, пока дети рисуют. Ведущий. Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу всех сесть в круг, а рисунки положить в центр, так чтобы они были всем хорошо видны. Даю вам несколько минут на то, чтобы рассмотреть работы друг друга, можно задавать вопросы, если вам будет что-то непонятно. Ребята рассматривают рисунки друг друга и задают вопросы. Ведущий. Кто хочет рассказать о том, каким он себя увидел в настоящем и будущем и какие с ним произойдут изменения в пятом классе? Ребята по желанию рассказывают о своих рисунках и тех изменениях, которые с ними случатся. Ведущий должен уточнять у детей, чего они ждут от себя в пятом классе. Ведущий. А теперь я прошу вас записать около рисунков свои ожидания. Чаще всего дети пишут о том, что ждут от пятого класса добрых учителей, интересного материала, веселой и разнообразной школьной жизни, хороших оценок, Взрослым очень важно отметить для себя все ожидания детей. Ведущий. А сейчас мы все вместе будем приклеивать ваши рисунки на чистый лист ватмана. Посмотрите, какая у нас получилась большая карта. Теперь с ее помощью вы имеете уникальную возможность видеть, какие вы есть и какими хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в средней школе. Скажите, что вам запомнилось в нашей игре? Дети садятся в круг и по очереди делятся своими впечатлениями [1]. Таким образом, для того чтобы смягчить трудности адаптации детей к средней школе, обеспечить плавное, некризисное вхождение их в предподростковый возраст, необходимо проектировать образовательный переход из младшей в основную школу. «Большая» психологическая игра в этом плане может стать мощным ресурсом. Психологическая игра – один из способов, позволяющих: диагностировать социальную зрелость, мотивационную сферу детей; прогнозировать возможные проблемы и намечать способы их коррекции; прояснить ожидания и тревоги, связанные с переходом; координировать деятельность педагогов начального и среднего звена и тем самым создать более мягкий переход к основной школе, оптимизировать процесс адаптации детей к ней. Литература 1. Битянова М. Р. : Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – Изд-во : ПИТЕР. – СПб., 2008. – 304 с. http://www.psihologu.info/content/view/557/16/. 2. Дусавицкий А. К. Развивающее образование : теория и практика / Дусавицкий А. К. Статьи. – Харьков : 2002. – 146 с. 3. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности / Дусавицкий А. К. М. : Дом педагогики, 1996.– 323 с. 4. Удовенко М. В. Психологическая игра как способ адаптации младших школьников к обучению в основной школе // Практ. психологiя та соц. робота. – 2005. – № 3. – С. 11–18. 5. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники «ничья земля» в возрастной психологии / Цукерман Г. А. - Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – 17–31 с.
| |
| |
Переглядів: 2443 | |
Всього коментарів: 0 | |