Головна » Статті » Практика розвивального навчання

Шестилетний ребенок и школа (Часть 3. Потеря детства или полноценное развитие?)
// Початкова освіта. - 2009. - № 10.- С. 5-10.
 Шестилетний ребенок и школа (окончание)

 Зоя Шилкунова, канд. пед. наук, учитель начальных классов СЭПШ ХГУ  "НУА", г. Харьков


 
Кто же он такой, шестилетка?

Чем еще шестилетний первоклассник отличается от такого привычного семилетнего? Это — особенный ребенок. Если мы попытаемся нарисовать его психологический портрет, у нас, скорее всего, ничего не получится. Портрет пятилетнего ребенка будет состоять из довольно четких характеристик, портрет восьмилетнего — тоже. А вот портрет шестилетки окажется размытым.

Игра уже постепенно начинает утрачивать свое значение, а учебная деятельность еще не ведет за собой развитие ребенка. Получается, что шестилетка находится на «переправе». И в этот промежуточный этап совершенно недопустимо применение к шестилетке методов работы рассчитанных на семилетку, потому что шестилетка еще не готов к ним, но в то же время является неэффективными и методы работы с дошкольниками, потому что он уже перерос их.

Если уж взрослые взяли на себя ответственность привести в школу шестилетних первоклассников, то они должны понимать, что проблема индивидуализации обучения выходит на первый план. Приход в школу означает для ребенка смену индивидуальной программы обучения на нормативную. Малыша можно научить только в том случае, если взрослый предельно внимательно следует за собственными интересами и интеллектуальными достижениями ребенка. Дошкольника можно научить только тогда, когда он сам этого хочет (что, к большому сожалению, полностью игнорируется в современных детских садах и приводит к непоправимым последствиям). И «хочу не хочу» ребенка в этом возрасте соответствует этапу созревания головного мозга, о котором говорилось выше. То есть в этом возрасте ребенок имеет право хотеть или не хотеть без аргументации, своего хотения или нехотения. Если к окончанию этого этапа созревания мозга (к 8 годам) у ребенка сохраняется подобная аргументация здесь уже можно говорить о нарушении естественного хода развития, так как «хочуне хочу» к этому возрасту постепенно сменяет «должен — не должен». Именно поэтому от шестилеток мы так часто слышим: «А я не хочу, а я не буду!»; «Хочу играть» или «Не хочу раскрашивать большие деревья, а хочу маленькие; «Не хочу считать грибочки, а хочу цветочки!» и т.п. Повторю, такие заявления являются естественным для детей этого возраста. Думаю, не стоит говорить о том, какую учительскую реакцию чаще всего встречает подобное непосредственное поведение в школе.

 

Шестилетний ребенок в школе: потеря детства

или полноценное развитие


Итак, дошкольник учится по индивидуальной программе. Приход в школу означает смену собственной программы на навязанную извне. Под программой в данном случае понимается не только учебный план, но и весь спектр педагогических воздействий. Естественно, ребенок должен ее принять, иначе обучение в школе невозможно. Но если мы привели в школу шестилеток, мы должны понимать, что для этого принятия нужно время. В учебную программу для шестилетних первоклассников совершенно определенно должно быть заложено время на принятие нового стиля отношений.

На сегодняшний день интенсивность учебной нагрузки на шестилетку практически такая же, какая была у семилетних первоклассников. То есть мы имеем детей, еще более не готовых к школьному обучению, чем в случае обучения семилеток, при такой же интенсивности подачи материала. И на фоне этой тревожной картины рассуждаем о гуманизации обучения. Может быть, это прозвучит слишком категорично, но я воспринимаю ситуацию обучения шестилеток в том виде, в каком она существует сегодня в массовой школе, как преступление взрослых перед детьми, как преступление настоящего перед будущим.

Исследования детей, прошедших начальную школу при обучении с 6 лет, показали высокий уровень невротизма, тревожности, наличие неадекватной самооценки, низкого уровня притязаний, постоянное ожидание угрозы извне, неспособность действовать в ситуации выбора. Я уже не говорю о том, что здоровых детей к 5-му классу просто нет. Вот такое будущее мы создаем сегодня своими руками, имея, как всегда, благие намерения.

Еще один фактор риска — это дошкольное детство наших первоклассников. На сегодня мы имеем детей, лишенных полноценно прожитого детства. Причина все та же — раннее обучение. Вместо того, чтобы разворачивать полноценную игровую деятельность, в ходе которой у ребенка сформируются все новообразования, необходимые для школьного обучения, сады начинают готовить детей к школе с трехлетнего возраста. Дети, не посещающие сады тоже подвержены такому насилию, потому что искусственное насаждение неестественных для определенного возраста видов деятельности, не основанное на потребностях ребенка, — это насилие.


Конечно, не за все, что происходит сейчас в образовании, мы (учителя) несем ответственность. Есть проблемы, которых мы не в силах решить. Но уже постановка и обсуждение этой проблемы — один из шагов к ее решению. Хотя на уровне разговора все-таки останавливаться не хочется. Есть ситуации, на которые мы можем влиять.

Одна из них — входное тестирование при поступлении в 1 класс. Официально оно запрещено законом. Но практически в каждой школе при поступлении детям предъявляются необоснованные требования, несоответствие которым становится поводом ребенка в школу не брать. Среди таких требований: слоговое чтение, нередко с указанием количества слов, которые должен ребенок прочитать в минуту; счет прямой и обратный, часто в пределах 20; умение решать прямые и косвенные задачи; знания о своей стране (герб, флаг, имя Президента, знание государств, с которыми граничит Украина) и т.п. Естественно, для родителей единственным критерием эффективности работы детского сада является качество подготовки к школе. Не подготовки в истинном понимании этого слова, а наработки способности пройти входное тестирование.

Напряжение в этой области можно ослабить, если действительно запретить входное тестирование, на основании которого осуществляется прием в школу. Конечно, это вызовет сопротивление многих школ, потому что тогда лопнет как мыльный пузырь иллюзия о том, что эти школы хорошо обучают. Очень удобно хорошо обучать детей, дважды, а то и трижды просеянных через сито отбора, не учитывая при этом возрастные закономерности их развития. Но в результате такой желанный железный навык формируется и позволяет высоко держать знамя «лучшей школы».

Запрещение входного тестирования снимет напряжение и в детских садах, что позволит хотя бы немного нормализовать жизнь детей там. Конечно, все так быстро не решится. Слишком долго формировался стереотип ребенка, готового к школе. Но пытаться что-то менять нужно.

 

«НУА» является частным учебным заведением. Мы гордимся тем, что берем детей в 1 класс не на основании содержательной готовности. Мы ведем такую политику не потому, что нам важно заполнить классы, потому что это частная школа. Последние два года показали, что набор мы можем осуществить и отбирая детей. Однако, это наша принципиальная позиция: не дети для школы, а школа для детей.

Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, работавшей над темой «Создание культурно-образовательной среды для шестилетних первоклассников», разработана программа создания такой среды.

Программа имеет три аспекта: целевой, процессуальный, результативный.

Процессуальный аспект имеет три уровня: организационный, содержательный, методический и межличностный.

Не описывая всю программу, обращу внимание на то, как мы пытаемся учесть в своей работе то, о чем говорилось выше.

Так, в организационном аспекте программы первым пунктом стоит обеспечение сохранности здоровья детей, что предполагает:

организацию режима дня в соответствии с их возрастными особенностями;

выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку;

проведение массажа с целью предупреждения сколиоза;

проведение гимнастики для глаз;

проведение физкультминуток, органически вписаных в сюжет урока;

выполнение комплекса кинезиологических упражнений для развития мозолистого тела с целью улучшения межполушарного взаимодействия;

проведение уроков ритмопластики.

Вторым пунктом организационного аспекта является психологическое сопровождение первоклассников, которое предполагает:

проведение входного тестирования, которое не предполагает выявления степени содержательной готовности, а проводится с целью определения развития познавательного интереса, навыков обобщения, произвольности, умения действовать по правилам и др.;

исследование процесса адаптации к школьному обучению;

— наблюдение за динамикой развития познавательных процессов в течение учебного года;

изучение особенностей личностного развития в течение учебного года;

изучение особенностей детско-родительских отношений;

составление индивидуального профиля каждого первоклассника на основании исследований, проведенных в течение учебного года;

текущие консультации учителей и родителей;

индивидуальная работа с детьми.

О результативности первого учебного года мы судим по таким критериям:

• интерес к знаниям;

• любовь к школе;

• умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

• способность радоваться достижениям других, способность к сопереживанию, взаимопомощи;

• положительная динамика в развитии познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);

• положительная динамика в развитии компонентов учебной деятельности (анализ, планирование, целеполагание, рефлексия, контроль, оценка);

• невысокий уровень тревожности, адекватная самооценка, адекватный или завышенный уровень притязаний, способность к личностной рефлексии в рамках возраста.

• позитивное отношение к себе и другим на основе эмоционального принятия;

• понимание основ здорового образа жизни.

Как видите, основной акцент делается не на усвоение программного материала, хотя его никто не игнорирует, но приоритеты у нас другие. Можно спорить, правильно это или нет, не все у нас пока получается. Но самое главное для нас то, что, остро осознавая проблему обучения шестилетних первоклассников, мы честно пытаемся искать пути ее решения во благо детей, их будущего и в соответствии с требованиями своей совести.

 

Литература

 1.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2006. — 208 с.

 2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. — М. : София, 2001.
Категорія: Практика розвивального навчання | Додав: ОленКа (09.02.2010)
Переглядів: 858 | Теги: входное тестирование, шестилетки, создание культурно-образовательной | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]