Головна » Статті » Інше

Как организовать свое время. 1. Психологическая часть
http://www.improvement.ru/
Архангельский Г.А.

СКОРАЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖЕРСКАЯ ПОМОЩЬ

Психологическая часть
 
основная задача которой - вправить мозги

   Сначала - несколько основных принципов упорядочения мышления, или ликвидации "разрухи в головах". Они помогут вам взять себя в руки, увидеть свою деятельность и начать ей управлять, а не копошиться в ней как в болоте, увязая все глубже. В конце каждого пункта дается его суть, основной тезис, принцип. Распечатайте несколько экземпляров и повесьте на видные места - пока эти принципы не усвоятся как следует.

   Возможно, вы спонтанный и хаотичный человек, и не любите наводить порядок. "Скорая помощь" потребует от вас наведения порядка в некоторых делах. Это не значит, что вам нужно будет сломать себя и стать упорядоченным. Достаточно то небольшое умение упорядочивать, которое у вас все же есть, направить в нужное русло - на то, чтобы упорядочить обзор, контроль и управление своей деятельностью. А в самой деятельности продолжайте оставаться сколь угодно спонтанным и хаотичным, главное - чтобы вы делали спонтанные шаги осознанно, а не просто плыли по течению, барахтаясь в нем.
 
  Обзор и письменная фиксация
   Не жалейте времени на письменный обзор проблем. Возьмите большой лист бумаги и выпишите все обстоятельства, все факторы и ресурсы, все дела и задачи. Не ленитесь пользоваться цветными ручками, рисовать графики и схемы, выписывать цифры. Пока вы рисуете - голова думает.

   Но самое главное: больше всего человек боится неизвестного. Пока вы не увидели проблему в лицо, во всех тонкостях и подробностях, со всеми самыми неприятными вариантами развития - вы ее боитесь гораздо больше, чем она заслуживает. Не бойтесь ее увидеть - тогда и только тогда вы сможете ей управлять.

   То же самое касается и всей вашей деятельности в целом. Пока это непонятный клубок проблем и страхов, неизвестный рычащий лесобормот, смотрящий на вас горящими зелеными глазами из глубины пещеры - вы не сможете с ним справиться. Нарисуйте картину ваших дел и ваших проблем - и тогда только вы хорошо представите себе тигра, с которым предстоит бороться. А может, это окажется всего лишь кошка.
Между прочим, читая этот документ, делайте пометки на полях, переводите его на свой язык. Подчеркните красным то, что сделаете сразу после прочтения. Зеленым или каким-нибудь вашим любимым цветом - то, что можно сделать уже сегодня. Ставьте восклицательные и вопросительные знаки, подчеркивайте, зачеркивайте - только не пытайтесь прочитать "Скорую помощь" и забыть о ней. Тогда лучше вообще не читать - обитание в реанимации тоже имеет свои прелести, которых никто не намерен вас лишать насильно.

  Думайте над своими проблемами письменно! Нарисуйте проблему - и вы решите ее.

   Структурирование внимания
   Сознание человека может успешно работать только с одним объектом: делом, мыслью, документом. Всегда выделяйте и четко осознавайте тот объект, на который здесь и сейчас направлено ваше внимание.

   Предсознание может контролировать 7+-2 объекта. Например, водитель, основное внимание которого сосредоточено на дороге, с помощью предсознания управляет несколькими ключевыми группами приборов. Занимаясь одной главной проблемой (документом, мыслью...), вы можете держать в поле зрения еще 5-9 - но не больше!

   Подсознание работает с бесконечным количеством объектов. Пока ваше сознание работает над одной проблемой, подсознание работает над всеми остальными. Не мешайте ему в этом, и не пытайтесь решать все проблемы одновременно! Пытаясь решить их все сразу, вы не решите ни одной. Займитесь основательно одной, имея в виду несколько, и забыв о всех прочих.

  Выделяйте одно - над чем вы работаете; несколько - что вы имеете в виду, и забывайте о прочем.

  Переключения внимания
   Всякое переключение внимания с одной задачи на другую требует затрат времени и сил. С другой стороны, слишком долгое удержание внимания на одном деле утомляет. Поэтому необходимо осознанно управлять переключениями внимания.

  Крупные дела нужно делать в такой последовательности, чтобы обеспечить максимальное переключение внимания, а следовательно отдых.  Например: три часа на встречи, три - на работу с документами, итп. Перемежайте работу за компьютером и без него, подвижную и пассивную.
Наоборот, мелкие дела нужно организовывать так, чтобы внимание переключалось минимально. 6 телефонных звонков по 10 минут, разбросанные по всему рабочему дню, требуют больше времени, чем собранные вместе, в один 60-минутный блок. Собирайте однородные мелкие дела в блоки - сделаете быстрее и меньше утомитесь.

  Минимизировать мелкие переключения можно еще одним способом: возвращаясь к мелким делам один раз. Прочитали короткое письмо - ответьте немедленно, начали писать записку - не бросайте, пока не закончите. Для крупных дел может действовать обратная закономерность: если начинается ступор, оставьте дело и переключитесь на другое. Это - крупное переключение, которое благотворно.

  Управляйте вниманием: больше крупных переключений, меньше мелких.

   Принятие решений
   Ситуация неопределенности удобна и приятна. Можно беспокоиться обо всем, и не принимать на себя ответственности ни за что. Но нельзя слишком долго сидеть сразу на двух стульях - свалитесь с обоих. Поэтому выписывайте альтернативы, взвешивайте обстоятельства и принимайте решения!

  Когда вы уходите от решения, вы пытаетесь убежать от проблемы. Это политика страуса, который прячет голову в песок, чтобы не видеть охотника - и думает, что убежал. Не бойтесь увидеть проблему! Нарисуйте ее, напишите возможные пути развития событий, включая самые неблагоприятные. Скорее всего, проблема окажется не такой уж страшной. Подсчитайте все плюсы и минусы, выпишите ваше решение, обведите его в красную рамочку - и не дергайтесь больше, а выполняйте!

  Нельзя слишком долго сидеть на двух стульях! Принимайте решения.

   Выполнение решений
   Лучше последовательно осуществить не самое хорошее решение, чем бесконечно метаться в поисках самого хорошего. Это те же стулья - лучше сидеть на одном неустойчивом, чем на двух устойчивых. Если обстоятельства изменились, и прежнее решение устарело - отмените его, и примите новое (письменно!). Это будет тоже решение, которое тоже нужно будет выполнять. Но это уже не будут безответственные метания туда-сюда.

  Еще вы захотите помедлить с выполнением решения. Спросите себя: "Чего я подсознательно хочу избежать, когда оттягиваю выполнение решения?" Осознайте это "что-то", запишите. Перед вами проблема - которую можно и нужно решить.

  Как-нибудь мы подробнее поговорим о борьбе с промедлением - когда выберетесь из реанимации. А пока усвойте одно: перед собой нужно быть честным, не нужно писать одно, а хотеть другого. Если вы не хотите выполнять ваше же решение - так и напишите. "По таким-то причинам я не хочу делать того-то, осознавая, что это мне грозит тем-то". Это тоже ваше решение. Если оно вас не устраивает - будьте любезны выполнить предыдущее, забыв о всяких тонкостях и нежеланиях вашей нежной души. Сейчас мы занимаемся шокотерапией, и я хочу, чтобы вы это четко осознавали. Не хотите - никто вас не заставляет, сестра - в морг!

 Если делать - то делать. Если НЕ делать, то НЕ делать.

 Управление эмоциями
  От того, что вы беспокоитесь о проблеме, она не решится. О проблемах не нужно беспокоиться - о них нужно думать. Не тратить время на переживания по поводу возможных неудач, а тем более - уже случившихся. Делайте выводы и двигайтесь дальше. Представьте самое страшное, что может случиться. Еще страшнее, еще хуже! Выпишите и нарисуйте самые страшные варианты! Когда дойдете до предела - полюбуйтесь получившейся картиной (например, собой любимым в деревянном ящике и белых тапочках), и смиритесь с ней. Теперь вы этого уже не боитесь, а просто рассматриваете возможные варианты развития событий. И думаете - как избежать худших и достигнуть лучших.

  Раздуйте страхи - и они лопнут. После этого начинайте решать проблему.
 
  Управление работоспособностью
  Чем сильнее вы загружены - тем больше вам необходим правильный отдых. Главное правило: к началу нового рабочего цикла организм должен восстановить силы. Поэтому не жалейте времени на правильно организованные перерывы, сон и отдых. Не будем сейчас говорить о выходных и отпусках - начните хотя бы с малого. Раз в час обязательно делайте пятиминутный перерыв. Не бойтесь потратить эти пять минут - они с лихвой окупаются.

  Во время пятиминутного перерыва, как и во время любого отдыха, не думайте о проблемах. Лучше всего заняться физкультурой, помахать руками и ногами, открыть форточку, умыться. Имейте в виду: отдых - это тоже дело, и когда вы занимаетесь отдыхом, не пытайтесь держать в голове других дел (вспомнили принцип управления вниманием?). Забывайте о всех делах и проблемах перед тем, как сделать перерыв или лечь спать. Это трудно, но этому нужно и можно учиться.

  Пять минут отдыха в час - и не пытаться думать в это время!
Категорія: Інше | Додав: ОленКа (19.12.2010)
Переглядів: 576 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]