Головна » Статті » Про розвивальне навчання (система В.Давидова-Д.Ельконіна)

Учебная работа и учебная деятельность
В.В. Давидов
 
Учебная работа и учебная деятельность
Фрагменты статьи
 
  Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики - философы Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель
 
  В школьном обиходе вы постоянно сталкиваетесь с терминами "учебная деятельность", "учебная работа", "учебное занятие". Эти термины - синонимы. В учебной практике все равно, как назвать - "учебная работа" или "учебная деятельность". Так же как и медики иногда говорят: "высшая нервная деятельность", "деятельность нервов". Здесь "деятельность" - термин.
 
  Не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека. То есть, человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании.
 
  Традиционные теории учения (а эти традиционные теории лежат в основе всех современных видов создания учебников и методических пособий) возникли еще в XVII веке, были усовершенствованы в России Ушинским, а затем уже советскими педагогами и дидактами. В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия: ассоциация, наглядность, сочленение наглядности со словом и упражнение.
 
  Основными понятиями теории учебной деятельности являются: действие и задачи.
 
  Первое кардинальное отличие теории учебной деятельности от традиционной состоит в следующем. Согласно обычной теории, школьникам дают уже вычлененные в учебнике готовые знания. Вот вам на блюдечке куропаточка, уже зажаренная, вы видите, где тельце, где ножки, где шейка. Лопайте, милые друзья! В теории учебной деятельности таких готовых знаний у учителя нет. У учителя. У методиста они должны быть. У умного учителя тоже должны быть, но вместе с тем, они возникают в процессе учебной деятельности самих школьников так как учебная деятельность связана с преобразованием учебного материала, а учебная задача - это такая задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач, то вы не можете сказать, что это будет за всеобщее основание и в каком виде оно появится.
 
  Это есть продукт только реальной мыслительной работы школьника. Если учебная задача связана с преобразованием учебной ситуации и со стремлением выявить общее начало решения целого класса задач, то это значит, что вы втягиваете учащихся в активное мышление. Осуществляя учебную деятельность, связанную с решением учебных задач, вы с самого начала втягиваете детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание некоторого готовенького, а втягиваете в размышление о том, чего сами не знаете и они не могут знать. Это соответствует знаменитому древнему афоризму (и не случайно соответствует): ищешь, сам не зная, что ищешь. Или: если ищешь, то, что ты ищешь? А если ты знаешь, что ищешь, то зачем ты ищешь?
 
  Учебная деятельность требует, чтобы педагог по своему конкретному предмету обучал своих питомцев через решение системы учебных задач. Чтобы они решали все время учебные задачи. А решить учебную задачу - это преобразовывать, действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации. В свою очередь, неопределенность поиска заложена в самой природе мышления, человеческого сознания, человеческой психики.
 
  "Очень хорошо урок у меня прошел, я довольна активной деятельностью ребят," - "деятельность" для нее в этом случае - термин. Она не задумывается (и не обязана задумываться до поры до времени) над следующим: если это деятельность, то, что вы преобразовали, что вы, грубо говоря, ломали? Преобразование - это ломка, открытие чего-то совершенно нового. А общее понятие деятельности связано с преобразованием, учебная деятельность как частный вид деятельности связана с преобразованием какого-то учебного предмета, будь то лингвистика, математика, физика. Вопрос: зачем вы ломали и что вы решаете?
  Если вы уже знаете, то почему сразу не сообщить что-то? Так и поступают, согласно традиционной теории. Если я, учитель, знаю, я и даю. Но в результате не происходит самого большого чуда - мышления школьника. Он сам должен найти! Вы же должны им руководить очень умело, осторожно, чтобы он искал, и вместе, группками, искали. А потом - эврика! нашли!
 
  Деятельность - преобразование, учебная деятельность - преобразование учебного материала, что есть решение учебной задачи, то весь секрет в слове "преобразование". Что такое преобразование? Что такое поиск? И как возможен поиск, когда вы не знаете, что вы можете найти. Вы скажете: если мы не знаем, мы не можем учить! Ан, можете. Если вы мудры. Умеете мудро вести дискуссию детей по решению учебной задачи
 
  В учебной задаче скрыты большие "хитрости". При ее решении от школьника требуется (как - это другой вопрос) - обязательное преобразование поданного учебного материала, поиск всеобщего основания решения целого класса, большой серии конкретных практических задач или основания общего принципа решения этого класса задач. А само всеобщее - это проблема, которая существует и при подходе к постановке учебной задачи, и в самом учебном процессе. Для школьников далеко не ясно, правильно ли они установили всеобщее основание.
 
  Эмпирико-рассудочные знания всегда оформляются в слове. Даю вопрос - вы отвечаете, по вашему ответу я соображаю, понимаете ли вы суть самого предмета. Теоретическое знание прежде всего оформляется не в слове, а оформляется в способе действия с предметом. А порой этот способ действия очень трудно описать словами. Так и всеобщее знание вы не можете выразить словом. Решая серию задач безошибочно, аккуратно, и находя новинки в способе решения, вы демонстрируете владение способом решения, теоретическим знанием. И поэтому учащиеся, решая задачи быстро, безошибочно, часто не могут даже сказать, в чем особенность их общего принципа. Это не беда. Описать - это другая задача. Кстати, не обязательная. Главное - уметь делать, а не говорить про то, что вы сделали.
 
  Учебную задачу на том или ином конкретном предметном материале очень трудно вычленить. И вот почему. Учебная задача может ставиться только в отношении к какому-нибудь фундаментально значимому понятию, которое открывает весь учебный предмет или крупный раздел. Учебная деятельность - это преобразование. Преобразование - это ломка предметов или всего того, чему мы учим, чему вы хотите научить. Ломка - это поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы, он всегда - движение в неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное. Он преодолевает их с помощью учащихся (это я хотел бы подчеркнуть). И он получит характеристику всеобщего именно в той форме, в какой найдут его ученики. А учитель немножко улучшит, уточнит полученный результат. Но он должен иметь в виду: чтобы проверить подлинность всеобщего, следует решить еще серию задач того же класса.
 
  И второе. Понятие "учебная задача" очень сложное, не только с психолого-педагогической стороны, но и со стороны логико-образовательной. Нужно владеть основами диалектики, чтобы разобраться, что такое всеобщее, особенное и единичное. Согласно гегелевской диалектике (а это наиумнейшая диалектика, никто из современных логиков не опроверг гегелевской диалектики), всеобщее всегда выражается в единичном. Кстати, великий Достоевский, не зная гегелевской философии, силой своего писательского таланта показал, что в единичном есть подлинное всеобщее.
 
  Но чтобы четко расчленить, что в том понятии, которое мы хотим дать детям при помощи решения учебных задач, всеобщее - особенное - единичное, нам нужно знать многое по истории своего предмета и по методам его преподавания. Таким образом, психологическая теория учебной деятельности требует хорошего ориентирования методистов и учителей по отдельным учебным предметам в большой науке, в методике, в дидактике.
Категорія: Про розвивальне навчання (система В.Давидова-Д.Ельконіна) | Додав: ОленКа (11.01.2010)
Переглядів: 971 | Теги: учебная задача, учебная работа, постановка учебной задачи, учебная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]