Головна » Статті » Психологічний супровід розвивального навчання

Сотрудничество с родителями в условиях современной начальной школы

Сотрудничество с родителями в условиях современной начальной школы

 

Удовенко М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии, руководитель психологической службы ХГУ «НУА».

 

В процессе построения образовательной среды педагоги, родители, администрация, психологи взаимодействуют на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности и вырабатывают единую стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка на всех возрастных этапах. Существует множество научных разработок и практических рекомендаций по организации взаимодействия взрослых с целью формирования развивающей среды и сопровождения ребенка (Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Битянова М. Р., Васильева Н. Л., Кривцова С. В.). По словам Ш. А. Амонашвили, к сожалению, у нас нет института, который бы готовил родителей к воспитанию своих детей. Поэтому воспитание происходит полуосознанно, зачастую копируется сценарий семейных отношений своего детства, которое не всегда удачен.

Часто родители из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития (да и своего собственного), допускают серьезные просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Выделяют несколько групп факторов, которые отражают специфику неправильного воспитания, которая может привести к возникновению неврозов у детей (Кэрролл Л., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Рогов Н.В., Тоубер Дж.). Среди них излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей, непонимание их своеобразия, возрастных особенностей формирования их личности, семейных конфликтов, непоследовательность воспитания, гиперопека, сверхконтроль или попустительство, интенсивность воспитательных мероприятий.

Как же грамотно организовать сотрудничество с родителями? В первую очередь, важно избегать эмоционального оценивания семейного стиля воспитания, даже если он далек от нормы. Прежде чем предлагать родителям информацию к размышлению, достаточно вспомнить, что учитель или психолог сам является родителем, часто попадающим в ловушки воспитания.

С переходом средней школы на обучение с шестилетнего возраста возникло множество вопросов и проблем. В научной литературе принято считать, что ве­дущей деятельностью шестилетнего дошкольника является игра [2]. Именно в ней формируется воображение, произвольность, умение общаться со сверстниками -  все те качества, которые необходимы для будущего школьника, ориентирован­ного на учебную деятельность.  И если по каким-либо причинам не были созда­ны условия для развертывания игровой деятельности, у ребенка возникают на­рушения в процессе социализации, не формируется мотивация к учению. А на фоне учебной перегруженности возникают серьезные нарушения опорно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Возникает вопрос: можно ли обучать детей с шести лет? Можно. Но как? Самое главное - организовать игровое пространство и в нем осуществлять про­педевтику учебной деятельности. Это было  подробно описано в научной литературе, когда полвека назад уже осуществлялся подобный эксперимент [6]. Реальность такова, что существует и другая сторона этой проблемы – детсадовская «подготовка» шестилеток к школе, в результате которой ребенка натаскивают в счете, чтении, письме, забыв про основное содержание дошкольного детства - игру. И родители, ведомые благими побуждениями, спешат определить свое чадо в такой «элитный» детский сад. Как организовать взаимодействие семьи и школы для эффективной подготовки, вхождения и адаптации шестилетних детей к школе? Целью данной статьи является описание одного из путей решения обозначенной проблемы.

Начиная с 2000 года на базе СЭПШ НУА г. Харькова  ежегодно проводится цикл занятий с родителями будущих первоклассников по разработанной авторской программе. Курс «Введение в школьную жизнь для родителей будущих первоклассников» - это попытка ввести родителей в школьную жизнь вместе с ребенком. Данный курс является органической частью методического обеспечения адаптации будущих первоклассников к условиям школьной жизни. Его проведение рассчитано на 3 дня ежедневной че­тырехчасовой работы (12 учебных часов) и осуществлялось параллельно с прохождением одноименного курса детьми [7]. В целом в течение четырех лет данный курс прослушало  более 250 человек. 

Кратко остановимся на описании некоторых положений программы. первый день носит название «Ребенок - будущий школьник» и  начинается с описания целей и задач курса, которые состоят в следующем:

- уточнить и по возможности откорректировать представления, ожидания и установки родителей о шестилетнем ребенке и психолого-педагогических особенностях его адаптации  к школьному обучению; - ознакомить родителей с содержанием и задачами курса «Введение в школьную жизнь» для детей; - скоординировать организационно-воспитательные действия родителей и школы; - предоставить рекомендации родителям в отношении их действий в начале школьного обучения.

Формами проведения занятий являются групповая дискуссия, групповой анализ видеоматериалов, мини-лекции, тренинг, учебные семинары, групповые и индивиду­альные консультации.

Проведение групповой дискуссии осуществлялось следующим образом. В заранее подготовленном помещении участники сразу рассаживались в группы в произвольном порядке. Прежде чем начиналась дискуссия, каждому предлагалось индивидуальное задание – в течение 5 минут ответить на два вопроса: опишите, что Вы ожидаете от своего ребенка в первом классе?  чего Вы ожидаете от школы?

Далее, каждой группе предлагалось выработать общее мнение относительно своих ожиданий, подобрать аргументы для собственной позиции. Затем проводилась групповая дискуссия, в ходе которой представитель от каждой группы озвучивал  результат обсуждения. Дискуссия позволила уточнить и глубже осознать позиции в отношении возможностей детей, их развития и школьного обучения. Она призвана выработать общую аргументированную позицию. Итогом дискуссии является осознание необходимости глубже изучить своего ребенка.

Далее проводилась мини-лекция на тему «Что такое готовность к школьному обучению и как по­мочь ребенку подготовиться к школе?»

«До­школьную зрелость» можно определить как целостное психическое состоя­ние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой сте­пенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства и для которых этот пе­риод является сенситивным. Для шестилетних детей с хорошим психическим развитием наиболее типичен кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в сфере самосознания [5].

Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются неготовые к школе дети. Первая группа затруднений относится к системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия), вторая - к сфере общения со взрослым (непонимание условности вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), третья - к сфере их собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя). Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Соответственно и показатели психологической готовности к школе подразделяются на эти же группы [5].

Обучение детей шес­тилетнего возраста должно быть подчинено задаче подготовки к учению школьного типа. Так, Ш. А Амонашвили подчеркивает, что назначение класса шестилеток - готовить детей к роли учеников [1].

Итак, состав­ными компонентами психологической готовности являются: интеллектуальная, личностная, волевая готовность. 

В разделе,  посвященном особенностям обучения и воспитания шестилетних детей, речь шла о физическом и психическом развитии шестилетнего ребенка.  Возраст 6 лет - это период формирования психологических механизмов личности. Поэтому взрослым необходимо согласовать требования, чтобы ребенок знал, чего от него хотят и часто не менять их.

Скорость изменений в переходные периоды развития столь велика, что буквально каждый месяц жизни приносит что-то новое. Так, типичный ребенок шести с половиной лет существенно отличается по уровню психолого-физи­ологической зрелости как от ребенка шести лет ровно, так и от семилетнего.

Далее речь шла об особенностях современного обучения шестилетнего первоклассника в условиях четырехлетней начальной школы. В современной начальной школе усвоение предметного материала обуче­ния из цели становится средством такого эмоционального, социального и ин­теллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа должна стать не «шкалой навыка», а первым опытом ребенка в образовании — местом пробы своих сил, про­странством раскрытия личностного потенциала и школой взросления. Основная задача школы – научить ребенка учиться.

Умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к само­стоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска спо­собов действия в новых ситуациях. Это не только интеллектуальные, познавательные задачи. В умении учиться выделяют две составляющие: рефлексивные и поисковые  действия. 

Умение работать с книгой и прочими источниками информации может быть сформировано весьма рано, но не на первых шагах обучения: дети долж­ны, по крайней мере, выучиться читать. Систематическое освоение этого спо­соба расширения собственной компетенции — задача основной школы [4].

Учитель как особая социокультурная позиция взрослого - это тот, кто учит самому ученью. Иными словами, предметом совместных действий ученика и учителя яв­ляется граница компетентности ученика и способы перехода этой границы.

В связи с тем,  что большинство первоклассников нашей школы обучаются по систе­ме развивающего обучения Эльконина Д Б.Давыдова В. В., мы сочли необходимым познакомить родителей с целями, задачами и особенностями обучения детей в ней. Система Эльконина – Давыдова на первом этапе образования ставит своей задачей не получение ребенком суммы знаний, умений и навыков, а формирование общих способностей, познавательного интереса, другими словами, «инструмента», с помощью которого он сможет продолжать свое образование на следующей ступени школы [3].

Система учебной деятельности – не единственно возможное направление развития младшего школьника. Однако нам важно было подчеркнуть, что, выбирая данную систему обучения, т.е. выбирая рефлексивное направление развития детей, родители должны основываться, прежде всего, на собственной системе ценностей.

Второй день занятий также посвящен  организационно-педагогическому сопровождению родителей при проведении курса «Введение в школьную жизнь» для детей.  Основной задачей  данного курса является решение проблемы первичной школьной адаптации: к физическому пространству школы; к социальному пространству; освоение способов взаимодействия и коммуникации «ребенок - учитель», «ребенок - ребенок»; освоение ребенком «формата» будущей основной деятельности; освоение элементов саморегуляции [5, 7].

Данная лекция сопровождалась просмотром видеоматериалов, отснятых в классах накануне и групповым анализом увиденного.

Третий день полностью посвящен тренингу «Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению». Цель данного занятия: отработать практические умения взаимодействовать с шестилетним ребенком и организовывать игру. Содержание тренинга было сведено к следующему: 1. Игра по правилам как прообраз учебной деятельности. 2. Сюжетно-ролевая игра как способ освоения новой рефлексивной пози­ции в мышлении. 3. Единство игровой и учебной задачи в обучении шестилеток. 4. Игра как коррекция поведения

В ходе занятий родителям предоставлялась справочная информация о психологии игры [2].

В дошкольном возрасте в центр процессов развития попадает сюжетно-ролевая игра. В этой деятельности ребенок моделирует отношения людей через принятие на себя и осуществление различных «взрослых» ролей. Для ролевой игры характерным является подчинение правилу, связанно­му с ролью, которую берет на себя ребенок. Связь правила с ролью в творче­ской игре органическая, правила определяются основным содержанием роли и усложняются по мере развития и усложнения этого содержания.

Подвижные игры с правилами можно разделить на 5 групп в зависимо­сти от соотношения сюжетно-ролевого содержания и правил: имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения; драматизированные игры по определенному сюжету; игры с несложными правилами по сюжету; игры с правилами без сюжета; спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определен­ные достижения.

Курс «Введение в школьную жизнь для родителей будущих первоклассников» предназначен, в первую очередь, для психологов, заинтересованных в решении данной проблемы и гото­вых осуществлять просветительскую работу. На наш взгляд, идея сопровождения родителей на современном этапе образования нуждается в дальнейшей научно-методической разработке и практической реализации. Однако, важен сам настрой на сотрудничество и вера в то, что это – единственный конструктивный способ взаимодействия. Подобное возможно, если любое общение рассматривать с позиции восточной мудрости: никто тебе не друг, никто тебе не враг, а каждый тебе учитель.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. М. : Просвещение, 1998. 208 с.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 3542.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.

4. Дусавицкий А. К. Развивающее образование: теория и практика. Статьи. – Харьков : 2002.146 с.

5. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Б. Б. Кравцова. М. : Знание, 1987. 78 с.

6. Эльконин

7. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск : Пелинг, 1992. – 133 с.

Категорія: Психологічний супровід розвивального навчання | Додав: ОленКа (08.10.2010)
Переглядів: 1068 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]