Шестилетний ребенок и школа (Часть 2. Особенности нейрофизиологического развития детей 6-7 лет)
 // Початкова освіта. - 2009. - № 10.- С. 5-10.
Шестилетний ребенок и школа (продолжение)

 Зоя Шилкунова, канд. пед. наук, учитель начальных классов СЭПШ ХГУ "НУА", г. Харьков 
 
 


Особенности нейрофизиологического развития детей 67 лет

С точки зрения нейрофизиологов существует несколько составляющих, способствующих бесстрессовому развитию детей. В первую очередь к ним относятся:

учет функциональной ассиметрии полушарий головного мозга;

полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела;

учет половых особенностей;

воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка.

Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие — гуманитарное, образное, творческое — отвечает за тело и координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Современное образование ориентировано прежде всего на левополушарных детей, хотя по результатам исследований, в классе они составляют всего 10 % учащихся. В детской популяции с каждым годом все более возрастает количество правополушарных детей (до 4050 %), что заставляет нейропсихологов говорить о возникновении нового адаптационного механизма человечества к изменяющимся условиям. Однако программы обучения с каждым становятся все более аналитичными и алгоритмичными. В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют особенностям функциональной активности их головного мозга. Пришло время поднять вопрос о дискриминации правополушарных детей в образовании.

Мозолистое тело (пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающий целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до семи лет, у мальчиков — до 88,5 лет. Во время стресса нарушаются межполушарное взаимодействие и, соответственно, скоординированная работа двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках у учителей авторитарного типа. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте — полноценное развитие мозолистого тела. Для этой цели разработаны специальные упражнения — двигательные и дыхательные, растяжки и т.п.

Произвольное запоминание огромного объема информации, тренировка навыков — это неэффективный способ обучения, не способствующий успешному развитию.

Половые различия прежде всего заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К семи годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к восьми годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности семилетний, независимо от половой принадлежности. (Что же говорить тогда о шестилетках?!)

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек — правое. Девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. В то же время если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в шесть лет, то у девочек ее нет даже в тринадцать.

Мозг мальчиков по сравнению с мозгом девочек — более прогрессивная, дифференцированная, избирательная и экономичная система… У мальчиков особенно избирательно активны передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно они отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации. У девочек совершенно иная организация работы коры больших полушарий — высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов). Кроме того, у мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях. К тому же у мальчиков в мыслительные процессы избирательно включается либо левое, либо правое полушарие. Например, при осмыслении слов мальчики пользуются преимущественно левым полушарием, тогда как девочки обоими. У девочек способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Девочки часто думают обо всем сразу и ни о чем конкретно, могут одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Развитие головного мозга происходит в пять этапов. Второй этап начинается в один год и включает в себя начало школьного обучения. В этот период происходит разворачивание нервных сетей в правом полушарии.

У девочек этот период длится до семи лет, у мальчиков — до 88,5. В этом возра­сте все дети как бы правополушарные, так как развитие нервных сетей происходит именно в правом полушарии. Формируются такие функции, как соматогнозис (чувствование и управление собственным телом), мелкая моторика, пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорное, мышеч­ное, обонятельное, осязательное) восприятие. Следовательно, обучение и развитие детей должны идти целостным способом через образы и схемы. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Нейропсихологи не рекомендуют обучать ребенка знакам через произвольное запоминание до пятилетнего возраста. Более того, раннее начало обучения счету, чтению, письму может явиться причиной нарушения развития нервных сетей в правом полушарии.

Примечательно: в Дании, обучая детей чтению и письму, поощряют написание историй при помощи каракулей, которые может «прочитать» только «автор». «Чтение» ребенком своей истории всегда насыщено эмоциями, яркими образами и чувствами. Учитель выделяет самый яркий образ в истории и предлагает «написать» его на доске и в тетрадях. Это слово можно вписать среди всех остальных каракуль. Так ребенок может выучить целое слово без усилий. Устанавливается эмоциональная связь между словом и образом. Известно, что память и эмоции связаны. Кроме того, ребенок запоминает целостным способом, что соответствует правополушарному этапу развития в онтогенезе. Дания гордится стопроцентной грамотностью своих граждан.

Отечественная система обучения грамоте делает ставку на левое полушарие, которое в этом возрасте еще недостаточно развито. Буквы изучаются отдельно по алфавиту, при этом задействуются эмоциональные связи, целостное восприятие, ритмичное движение. Все это противоречит естественному развитию мозга. Часто используется механическое запоминание, что не требует глубинного понимания, мышления и активизации всего мозга. Мышление и учение необходимо закреплять конечным смыслом и обязательно движением. Для подтверждения этой мысли процитируем академика И.П.Павлова: «Любая мысль заканчивается движением». К закрепляющим движениям можно отнести проговаривание информации вслух, прописывание на бумаге, перебирание четок, ритмичные постукивания и покачивания. Даже жевание и вязание во время обучения способствуют лучшему запоминанию. Неподвижный ребенок не обучается!

Третий этап развития мозга связан с «простраиванием» нервных сетей через мозолистое тело из правого полушария в левое. На данном этапе формируются такие функции, как интеграция в работе мозга и тела, память, переработка информации одновременно двумя полушариями. Именно на этом этапе происходит смена передних зубов-резцов с молочных на постоянные. В этом возрасте дети должны начинать обучение в школе.

Исследование волновой активности мозга детей, успешных и неуспешных в обучении, показало: неуспешные отличаются более низкой общей активностью левого полушария даже при выполнении вербальных и знаковых операций. Кроме того, у них значительно меньшая частота переключений с одного полушария на другое при выполнении заданий, которые требуют разной стратегии мышления. Объяснить такие результаты возможно либо несформированностью мозолистого тела, обеспечивающего переключаемость в работе полушарий, либо стрессовым состоянием мозга, что тоже объясняется нарушением межполушарного взаимодействия. Неуспешные дети в такой ситуации при обучении могут использовать только правое полушарие и симпатическую нервную систему. У симпатической нервной системы есть свои функции. Естественно, когда она берет на себя чужие — изменяется и ее способ работы, следствием чего становятся:

повышение обмена веществ;

— учащение сердцебиения;

сужение сосудов;

расширение зрачков и др.

Левое, «логическое» полушарие не задействовано совсем или задействовано не в полной мере. Такие дети заранее обречены на неуспех в логической системе образования.

Необходимо учитывать и то, что практически вся традиционная конструкция школьной жизни ориентирована на подавление и закрепощение той фундаментальной нейрофизиологической основы, из которой берет свои истоки вся телесно-моторная и духовно-психическая жизнь ребенка. К факторам фундаментального закрепощения можно отнести:

• режим традиционно-неподвижной сидячей позы;

• отчуждение органов чувств;

• узкоформатные и плоскостные книжные технологии познания вместо сенсорно-стимульных и пространственных;

• программно-скоростные установки к технике письма на фоне незрелости зрительно-мануального чувства координации;

• скоростные установки к технике чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы;

• авторитарное, бесполое и недифференцированное обучение.

К дополнительным факторам, усугубляющим стрессовое состояние, можно отнести такие школьные реформы, как:

• замена ростомерной мебели на одномерную;

• замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью;

• замена электролампового освещения на мелькающее люминесцентное и т.п.

Эволюционное значение стресса (нарушение межполушарного взаимодействия) заключается в том, чтобы физиологически подготовить человека к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных процессов (правое полушарие). Высвобождение левого полушария исключает сознательное и долговременное принятие решения в стрессовой ситуации. Правое полушарие, стволовые структуры мозга и симпатическая нервная система активизируют защитные рефлексы, направленные на выживание. Повышается чувствительность, усиливаются кровоток, мышечные сокращения и т.д. Многочисленные исследования показали: хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие нервных путей происходит только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается.

Постоянное действие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в основном в симпатической нервной системе, правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкёфалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, непосредственно участвующие в обучении и запоминании. Адреналин, который выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу и бегство, что фасадно проявляется в гиперактивности детей, неусидчивости.

В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над пространством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся более сильными, а внутренние — более слабыми и растянутыми. Этот рефлекс периферического зрения сформирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности. Движения глаз ребенка значимый фактор развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребенок обязательно будет испытывать трудности во время чтения и понимания прочитанного. Развитие и коррекция глазных мышц способствуют развитию нервных сетей центрального зрительного поля и моторного слежения.

Кроме того, информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и кабаловидной мышц, выпрямлению и отведению колен назад. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носках, что часто проявляется у детей с речевыми проблемами и аутизмом.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одно из основных условий его успешной адаптации к стрессовому обучению — развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Категорія: Практика розвивального навчання | Додав: ОленКа (09.02.2010)
Переглядів: 2853 | Теги: нейрофизиологическое развитие детей, шестилетки | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]