// Початкова освіта. - 2009. - № 10.- С. 5-10. Шестилетний ребенок и школа Зоя Шилкунова, канд. пед. наук, учитель начальных классов СЭПШ ХГУ «НУА», г. Харьков Обучение шестилеток — самая острая на сегодняшний день проблема нашей кафедры начального обучения. Очень часто наш богатый опыт работы с детьми оказывается почти бессильным в поиске ответов на вопросы, которые ставит перед нами работа с шестилетками. Что же так сильно отличает шестилетнего первоклассника от семилетнего? В поисках ответа на этот вопрос первой приходит мысль о готовности к школьному обучению. Чем отличается готовность к школе семилетнего ребенка и в чем особенности готовности шестилетнего ребенка? Особенности готовности к школе шестилетних и семилетних детей Психологическая готовность к школьному обучению включает: — учебную мотивацию, которая складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения; — уровень интеллекта, при котором ребенок способен к обобщению; — развитие речи, позволяющее ребенку свободно выражать свои мысли и чувства; — развитие фонематического слуха. Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает некоторый исходный уровень психического развития, без которого начало обучения в школе приводит к неуспеваемости. Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, которое подразумевает, что ребенок: — играет со взрослыми; — играет со сверстниками; — раскрашивает, вырезает, клеит, конструирует, собирает мозаику, кубики по образцу, играет на игрушечных музыкальных инструментах; — слушает сказки, повести, рассказы и обсуждает прочитанное со взрослыми. Исследования показали, что для детей с хорошим исходным уровнем IQ посещение детской школы не оказывает на IQ ребенка никакого влияния. Если дети живут в благоприятной для интеллектуального развития обстановке (в семье, где ребенком занимаются), то дополнительное обучение в детской школе не является эффективным. Если же дети живут в среде, не способствующей их развитию, и изначально имеют IQ ниже среднего, то посещение детской школы оказывает значимое влияние на его рост. К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещали группы подготовки к школе, где обычно педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Но психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов. Исследования А.М.Прихожан (1981) и В.С.Юркевич (1981), проведенные еще в конце 70-х годов XX века, показали, что между сформированностью у детей элементарных школьных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и их интеллектуальным развитием и сформированностью у них некоторых предпосылок учебной деятельности, с другой, нет связи. Более того, существуют исследования, показывающие, что если детей старшего дошкольного возраста начинают систематически обучать, то развитие учебной мотивации у них задерживается. Так, в исследовании А.М.Прихожан (1981) было показано, что у шестилетних школьников учебная мотивация выражена гораздо меньше, чем у шестилетних детей в детском саду. В исследовании М.Р.Гинзбурга (1988) показано, что у шестилетних детей, окончивших нулевой класс школы, игровые мотивы выражены сильнее, чем у детей того же возраста в подготовительной группе детского сада. Проведенное в начале 90-х годов прошлого века исследование учеников-шестилеток первого класса на предмет выраженности у них познавательной мотивации показало, что к концу учебного года у большинства ребят игровая мотивация начинает доминировать над познавательной. Был проведен такой эксперимент. Суть его заключалась в том, что испытуемому нужно было выбрать между недочитанной сказкой и малоинтересными игрушками. Выбор в пользу сказки явился бы свидетельством доминирования познавательной мотивации, а выбор игрушек — игровой. В конце учебного года описанная выше методика была проведена в лучшем в школе классе шестилеток. Оказалось, что 14 учеников из 23, что составляет 61 %, предпочли играть в игрушки, причем надо отметить, что в эти игрушки они играли каждый день в группе продленного дня, и только 9 ребят (39 %) захотели дослушать до конца сказку. Сравнительный анализ поведения этих детей во время обследования при записи в школу и во время эксперимента, проведенного после окончания первого класса (программа 1—4 для шестилеток), показал, что семь ребят, проявивших до обучения доминирование познавательного мотива над игровым в экспериментальной ситуации, в конце учебного года в той же ситуации показали преобладание игрового мотива над познавательным; двое так и остались с выраженной игровой мотивацией; 7 учеников сохранили доминирование познавательного мотива, и только у одного школьника игровая мотивация сменилась познавательной1. Таким образом, систематическое обучение детей шестилетнего возраста не только не способствует развитию у них познавательной мотивации, являющейся составной частью учебной мотивации, но, наоборот, приводит к усилению игровой мотивации. В конце 90-х годов прошлого века Н.И.Гуткина провела исследование с целью определения психологической готовности к школьному обучению шестилетних и семилетних детей. Сравнительные данные этого исследования представлены в таблице.
Как видим, среди обследованных детей шестилетнего возраста к школе оказались готовы только 6 %, соответственно 94 % детей, которым предстояло начать учиться с шести лет, к школе готовы не были. Проведенное обследование позволяет сделать следующие выводы. Как и предполагалось, в шесть лет ребята еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют канву понятия «психологическая готовность к школе». Прежде всего, следует отметить, что у большинства в это время еще не сформирована учебная мотивация, хотя один из ее компонентов — познавательная потребность — выражен достаточно ярко. Но одной познавательной потребности мало для успешного обучения в школе по существующим программам, необходимы еще и социальные мотивы учения. Что касается интеллектуальной сферы, можно выделить слабое развитие у шестилеток процесса обобщения. У многих ребят оставляет желать лучшего речевое развитие. Эксперименты показали также, что у многих детей в этом возрасте не созрели еще мозговые структуры, обеспечивающие необходимый уровень развития сенсомоторной координации, то есть шестилетки не готовы к школе не только в психологическом, но и в психофизиологическом плане. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что шестилетние дети нуждаются в психологическом развитии, способствующем появлению психологической готовности к школе. Развивающая работа должна осуществляться в адекватной для психологических особенностей этого возраста форме, а именно в форме игры. Кроме того, следует умело использовать выраженный познавательный интерес ребят. Вместе с тем, проведенное обследование показывает, что большинство семилетних детей, как и шестилетние, не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют понятие «психологическая готовность к школе». Результаты исследования позволяют предположить, что семилетние дети ближе по своему уровню развития к старшему дошкольному возрасту, чем к младшему школьному. В таком случае, нельзя ли шестилеток и семилеток рассматривать как одну возрастную группу? Приведем сравнительный анализ результатов по каждой из методик в отдельности. Доминирование познавательного мотива. Между шестилетними и семилетними детьми нет различий в степени выраженности доминирования познавательного мотива над игровым. Это означает, что по данному параметру психического развития шестилетки и семилетки могут рассматриваться как одна возрастная группа. Внутренняя позиция школьника. У семилетних ребят внутренняя позиция школьника чаще встречается и более выражена, чем у шестилетних. Это означает, что по данному параметру развития мотивационной сферы шестилетки и семилетки не могут рассматриваться как одна возрастная группа. Умение работать по образцу (методика «Домик»). Семилетние дети лучше выполняют работу по зрительно воспринимаемому образцу, чем шестилетние, что связано как с более серьезным отношением к учебному заданию, так и с большей зрелостью мозговых структур, обеспечивающих сенсомоторную координацию ребенка. Значит, и по параметрам развития, исследуемым методикой «Домик», шестилетки и семилетки не могут рассматриваться как одна возрастная группа. Умение работать по правилу (методика «Да и нет»). Шестилетние и семилетние ребята одинаково успешно справляются с несложной работой по правилу, фактически представляющей собой игру по правилу (различия между группами статистически недостоверны). Значит, по этому параметру шестилетки и семилетки могут рассматриваться как одна возрастная группа. Уровень развития процесса обобщения (методика «Сапожки»). У семилетних детей процесс обобщения развит лучше, чем у шестилетних (различия между группами статистически значимы). Это свидетельствует о более высоком интеллектуальном развитии семилеток по сравнению с шестилетками, а потому по данному параметру развития они не могут рассматриваться как одна возрастная группа. Уровень развития процесса обобщения и логического мышления (методика «Последовательность событий»). Исследование данного параметра показало более высокий уровень интеллектуального развития семилеток по сравнению с шестилетками. Таким образом, в плане интеллектуального развития (методики «Сапожки» и «Последовательность событий») шестилетки и семилетки рассматриваться как одна возрастная группа не могут. Уровень развития фонематического слуха (методика «Звуковые прятки»). У семилетних ребят фонематический слух развит лучше, чем у шестилетних. Значит, и по этому параметру развития шестилетки и семилетки не могут рассматриваться как одна возрастная группа. | |
| |
Переглядів: 7321 | | |
Всього коментарів: 0 | |