Научно-методическое сопровождение школы развивающего обучения
Научно-методическое сопровождение школы развивающего обучения
Божко О.И., зав. кафедрой начального образования СЭПШ ХГУ "НУА", учитель-методист, отличник образования Украины
Народная украинская академия (НУА) – инновационный образовательный комплекс, где и наукой, и практикой выстраивается модель непрерывного образования. В его состав входят: Детская школа раннего развития (ДШРР), Специализированная экономико-правовая школа (СЭПШ), Харьковский гуманитарный университет (ХГУ). Девиз НУА «Образование. Интеллигентность. Культура». В этих емких словах раскрывается и цель учебного заведения, и содержание работы, и желаемый результат. Инновационное образование мы рассматриваем как развивающее и развивающееся образование. Развитие в таком образовании выступает как ценностная основа и принцип существования.
Непрерывность в образовании мы рассматриваем как выдерживание единой линии развития человека в соответствии с возрастом и его ведущей деятельностью. Наиболее соответствует решению поставленных задач система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (РО), которая вот уже на протяжении многих лет прочно вошла в практику работы школы. Это та образовательная технология, которая помогает ребенку познать и понять окружающий мир; задуматься, заглянуть в себя и идти по пути самосовершенствования.
Часто коллеги и родители задают нам вопрос: «Если эта система отвечает запросам общества и человека, то почему так мало школ ее используют?»
На наш взгляд, «камень преткновения» кроется в профессиональной и личностной готовности учителя к работе в этой системе, а именно:
· система имеет мощное теоретическое обоснование (теория учебной деятельности, теория понятийного мышления, теория возраста, теория предметного содержания), без понимания и знания которого невозможна полноценная ее реализация, т. е. учитель должен быть и методологом, и психологом, и предметником, и методистом;
· система открытая и требует постоянного развития (корректировки, модернизации), что в свою очередь ставит учителя в позицию исследователя;
· важнейшими профессиональными качествами становятся такие качества личности как способность и потребность в рефлексии собственной деятельности, стремление к саморазвитию, способность к сопереживанию.
Готового учителя РО найти трудно, его надо «выращивать», создавая в учебном заведении условия для этого. Именно этот процесс стал важным в содержании деятельности кафедры начального образования.
Основными стали такие направления работы:
· изучение теоретических основ РО через проведение методологических и методических семинаров;
· проведение психологических тренингов, деловых игр для отработки практических вопросов РО;
· организация коллективной работы по совместному моделированию уроков, их анализу и рефлексии, по составлению проверочных и диагностических работ, обсуждению детских работ;
· создание творческих и рефлексивных групп учителей, обмен наработками, проблемами;
· осуществление связей с Центром психологии и методики РО, кафедрой психологии ХНУ им. В.Н. Каразина;
· организация индивидуальной работы с каждым учителем, в зависимости от степени освоения им системы РО.
В результате такой работы каждый учитель вышел на научно-методическую и даже научно-исследовательскую работу. На базе кафедры защищено две кандидатских диссертации учителями Толмачевой И.Н., Шилкуновой З.И., издано много учебных и методических пособий. Наши учителя принимают активное участие в работе Всеукраинской Ассоциации школ РО, ежегодно проводятся научно-практические конференции по результатам научно-методической и научно-исследовательской работы, семинары для руководителей и учителей школ Украины.
Работать по системе РО не просто, но интересно. Источники вдохновения для нас – это наши дети и общение с ними, открытость коллег, а также общение с наукой.
| |
| |
Переглядів: 1151 | | |
Всього коментарів: 0 | |