Головна » Статті » Практика розвивального навчання

Формирование учебного сотрудничества у шестилетних первоклассников
Формирование учебного сотрудничества у шестилетних первоклассников
(система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).
 
Ирина Толмачева, канд. пед. наук, учитель начальных классов СЕПШ ХГУ «НУА», г. Харьков.
 
  В последние годы в системе начального образования Украины происходят серьезные изменения. Во многом они обусловлены переходом начальной школы на четырехлетнее обучение.
 
  В первый класс пришли шестилетние дети. Психологами установлено, что возраст от 6 до 7 лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодами. В это время у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, которая определяется как "система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность” [3].
 
  Именно внутренняя позиция школьника выступает в качестве основы процесса формирования ученика первого класса как учащегося. Ученые выделили показатели сформированности у ребенка внутренней позиции школьника: отказ первоклассника от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования; наличие у него положительного отношения к тем сторонам школьной действительности, которые непосредственно связаны с учением (к школьному содержанию занятий, школьным формам их осуществления и к новому типу взаимоотношений со взрослым как с учителем).
 
  В первый год обучения шестилетний первоклассник принимает и осваивает школьные нормы, у него появляется интерес к содержанию школьной жизни, укрепляется вера в собственные силы, процесс взросления объективируется для ребенка в новых умениях.
 
  Однако внутренняя позиция школьника формируется у шестилетнего первоклассника на протяжении первого года школьной жизни только при правильной организации процесса обучения. При этом обучение должно обеспечить постепенный выход ученика из игровой деятельности и включение его в учебную деятельность - ведущую в младшем школьном возрасте. Во многом успешность этого процесса определяется содержанием обучения, которое ребенок осваивает в этот период и способами присвоения ребенком этого содержания.
 
  В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в процессе решения системы учебных задач младшие школьники осваивают теоретические понятия. Решив учебную задачу, учащийся овладевает общим способом ее разрешения во всех частных и конкретных вариантах условий и, кроме того, осваивает учебные действия. Известно, что освоение учащимися учебных действий и их присвоение каждым ребенком происходит постепенно. В начальном звене обучения класс выращивается как коллективный субъект учебной деятельности. При этом фронтальное обсуждение, групповая и парная работа являются не просто формами учебного сотрудничества, а своеобразными "ступеньками”, приводящими учащегося к освоению учебного действия как индивидуального. Поэтому в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебное сотрудничество младших школьников является не желательным, а обязательным условием освоения ими теоретических понятий.
 
  С первых дней обучения учитель в системе развивающего обучения решает три профессиональные задачи:
  1. Создать условия для формирования у первоклассников внутренней позиции школьника.
  2. Ввести младших школьников в мир теоретических понятий, помочь им в освоении нового предметного содержания.
  3. Обучить первоклассников особым способам взаимодействия в ходе освоения этого содержания.
 
 Мы разделяем точку зрения Г.А. Цукерман на учебное сотрудничество как на ценную базовую способность для формирования у учащихся умения учиться, понимая при этом под учебным сотрудничеством совместное освоение учащимися компонентов учебной деятельности при помощи учителя.

  Работа с шестилетними детьми по организации учебного сотрудничества предполагает обязательный учет психологических особенностей шестилеток. Причем, некоторые из этих особенностей помогают педагогу в организации учебного сотрудничества в первом классе, а другие усложняют этот процесс. В зависимости от характера влияния этих особенностей на процесс освоения первоклассниками норм учебного сотрудничества мы выделили две группы особенностей (по материалам исследований А.Л.Венгера, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина).
 
  Психологические особенности шестилетних первоклассников, на которые педагог может опираться при организации учебного сотрудничества.
  Маленький школьник гораздо быстрее откликается на просьбы и пожелания педагога, чем на жесткие требования.
  Собственно школьные нормы поведения (необходимость поднимать руку на уроке, вставать при ответе и др.) первокласснику лучше предлагать сначала в форме игры по школьным правилам.
  Шестилетний ученик инициативен, старается отыскать границы для "можно” и "нельзя” в поведении.
  Для первоклассника очень важно видеть зримые результаты собственного роста как школьника.
  Маленький школьник стремится все объяснить, прокомментировать, показать, любит спрашивать и узнавать новое.
  Шестилетний ученик способен достаточно долго удерживать внимание на тех объектах, которые ему интересны.
  Стремясь к признанию со стороны взрослого, первоклассник старается хорошими поступками заслужить это признание.
 
Психологические особенности шестилетних первоклассников, которые усложняют процесс принятия ими норм учебного сотрудничества.
  Шестилетний ученик не может сразу принять и освоить все нормы школьного поведения, часто нарушает границы этих норм.
  У первоклассника знание норм поведения и оценка себя в соответствии с этими нормами часто не совпадают.
  Маленький школьник стремится во всем быть первым, зачастую не умея при этом адекватно оценить свои умения.
  Первоклассник эмоционально тяжело переживает собственные промахи, но проявляет инициативу в критике сверстников.
 
  Нами выделены основные этапы работы учителя по организации учебного сотрудничества в первом полугодии 1 класса (школа 1-4):
  1. Знакомство первоклассников со специальными средствами, которые помогут учащимся увидеть значение маленьких достижений каждого в общем продвижении вперед и в получении коллективного результата.
  2. Создание вместе с учащимися особых средств, которые помогут шестилеткам объективировать новообразования, характеризующие класс как коллективный субъект учебной деятельности.
  3. Введение первоклассников в ситуации, когда им необходимо сотрудничать с одноклассниками.
  4. Организация процесса формулирования норм учебного сотрудничества самими детьми (совместно с учащимися 3-4 класса).
  5. Обучение первоклассников использованию норм учебного сотрудничества в различных формах работы.
 
  Для организации работы на каждом этапе нами были отобраны и созданы специальные педагогические средства. Охарактеризуем их подробнее.
  На первом этапе мы стремились показать первоклассникам важность вклада каждого учащегося в процесс роста всего класса как коллектива, осваивающего новое учебное содержание и нормы школьной жизни. Так, по ходу работы на уроке мы вместе с ребятами создавали специальные рисунки. Например, на уроке украинского языка, составляя предложения по теме "Фрукти”, мы предлагали учащимся нарисовать яблоки на общем дереве. Количество яблок соответствовало количеству правильно составленных предложений. Уже в первые месяцы обучения в классе возникали ситуации, когда в ходе общеклассной дискуссии ребята подхватывали и развивали идеи друг друга без непосредственного обращения к учителю. Для того чтобы первоклассники увидели и по достоинству оценили новое для них умение участвовать в учебном диалоге, мы фиксировали эту ситуацию на доске в виде цепочки, в которой каждое звено отображало детские реплики, приведшие весь класс к качественно новому пониманию рассматриваемой проблемы.
  На занятиях курса "Введение в школьную жизнь” (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова) мы предложили будущим первоклассникам выполнить первую коллективную работу. На уроке каждый ребенок получил шаблон (фигурку мальчика или девочки соответственно) и нарисовал себя. Общеизвестно, что в детском рисунке проявляются многие индивидуальные особенности его автора, поэтому такой рисунок стал для нас и школьного психолога дополнительным источником информации о будущем первокласснике. Из маленьких фигурок ребята составили слово ”МЫ”, которое символизировало складывающееся детское учебное сообщество.
  На уроках трудового обучения первоклассники на протяжении всего учебного года создавали вместе коллективные работы - аппликации (панно) большого размера ("Бабочки”, "В зимнем лесу”, "Наш город” и др.). Работа считалась успешной, если каждый ребенок принял посильное участие в ее выполнении.
 
  На втором этапе организации учебного сотрудничества шестилетних первоклассников мы вместе с ребятами создавали особое средство, которое помогало им осознать и зафиксировать в словесной форме новообразования, характеризовавшие класс как коллективный субъект учебной деятельности. Таким средством стал плакат "Мы растем”. С первых дней обучения в школе мы вместе с детьми обсуждали наши общие достижения и проблемы (обсуждение затрагивало не только продвижение в новом учебном содержании, но и в освоении школьных правил, норм сотрудничества и т.д.). Каждый учебный день отмечался на плакате ступенькой лесенки, причем, над ступенькой мы записывали положительные моменты, а под ступенькой кратко фиксировали ситуации, требующие коррекции. Такой способ материализации собственных изменений был предложен Г.А. Цукерман для фиксации продвижения класса в освоении предметного содержания.
 Мы посчитали необходимым перенести этот способ работы и на нормы школьной жизни, которые должны быть сознательно освоены младшими школьниками в первый год обучения. В дошкольном опыте детей довольно редко встречались ситуации, когда им нужно было сотрудничать со сверстниками во время выполнения учебных заданий. Уже в первом классе парная и групповая работа стали для них привычными формами учебного сотрудничества.
 
  На третьем этапе мы создавали ситуации, когда без кооперации со сверстниками первоклассники вообще не могли выполнить задание. Например, мы предлагали ребятам составить фигурку, состоящую из 4 деталей. При этом каждый ребенок получал только 2 детали для работы. Недостающие детали были у соседа по парте. В процессе выполнения заданий в парах и группах у детей возникали проблемы в общении, а зачастую и конфликты. Мы считали такие ситуации естественными и нормальными, стремились помочь первоклассникам разобраться в них конструктивно. Довольно быстро ребята осознали необходимость регулирования своих отношений с помощью специальных правил.
 
  Четвертый этап работы предполагал формулирование первоклассниками под руководством учителя норм учебного сотрудничества. В ходе общеклассной дискуссии, работая в паре или группе, учитель специально задает речевые образцы взаимодействия с первоклассниками, поощряет ребят, которые без помощи взрослого пользуются ими.
  В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова целенаправленно создаются ситуации, когда учитель на время выходит из ситуации непосредственного общения с детьми, предоставляя учащимся возможность в групповой или парной работе проявить учебную инициативу, постепенно присвоить типично учительские функции контроля и оценки (а значит, и освоить учебные действия контроля и оценки), обучая одноклассников или своих младших товарищей.
  В исследованиях Г.А. Цукерман описаны подходы к организации разновозрастных уроков. Мы использовали идею разновозрастного сотрудничества для создания первоклассниками норм учебного сотрудничества. В период знакомства с нормами школьной жизни (1 класс, сентябрь) мы приглашали учащихся 3 класса, которые подготовили сюжетные рисунки на тему "Школьные ”можно” и "нельзя”.   Первоклассники, собравшись в группы, обсуждали содержание этих рисунков, а затем формулировали нормы школьной жизни. Позже на уроки были приглашены учащихся 3 класса, которые разыгрывали удачные и конфликтные ситуации групповой работы, а затем обсуждали с первоклассниками увиденные варианты взаимодействия, фиксировали результаты обсуждения на доске.
  Считаем, такие встречи учащихся разных классов очень полезными, т.к. в данном случае нормы сотрудничества задают шестилетние первоклассники при минимальном участии учителя. При этом маленькие ученики на примере старших товарищей, а не только со слов взрослого смогли увидеть перспективу собственного продвижения (роста) не только в освоении учебного содержания, но, что не менее важно, в освоении норм сотрудничества.
  Безусловно, такие занятия принесут пользу лишь в том, случае, если третьеклассники свободно владеют нормами учебного сотрудничества и заранее подготовились к встрече с малышами. Так как в данном случае на первый план выдвигается не содержание предмета, а способ взаимодействия при его освоении, специальные занятия с учащимися 3-4 классов можно проводить и на уроках ознакомления с окружающим миром, трудового обучения и др. После таких встреч первоклассники получали задания, например, нарисовать удачную работу группы и ситуацию конфликта. Затем ребята озвучивали свои рисунки, коллективно обсуждали их. В работе с шестилетними первоклассниками чрезвычайно важно умелое использование наглядности.
 Для усвоения норм ведения учебного диалога мы предлагали ребятам обращаться к специальной таблице, в которой в словесной форме были зафиксированы варианты конструктивного обращения учащихся друг к другу (например, "Ты прав, …”, "Я могу доказать, что …”, "Мне понравилась мысль о …”, "Я хочу дополнить это высказывание” и др.). Предварительно эти варианты обсуждались с первоклассниками. Мы благодарили учащихся, которые сознательно использовали их в своей речи.
 
  На пятом этапе мы обучали первоклассников систематически пользоваться нормами учебного сотрудничества в различных формах работы. Многие подходы к обучению младших школьников способам учебного сотрудничества разработаны и описаны Г.А. Цукерман [4 ; 5]. Систематически реализуя их в процессе организации учебного сотрудничества первоклассников, мы стремились найти и другие варианты работы.
  Так, нами были отобраны игры, с помощью которых ребята учились быстро и дружно работать вдвоем ("Рукавички”, "Ручеек”, "Зеркало”, "Тень” и др.). Опишем игру "Рукавички”. Для проведения игры понадобятся рукавички с разными орнаментами, вырезанные из бумаги (количество пар рукавичек равно количеству пар участников игры). Учитель раскладывает по классной комнате рукавички. Дети ходят по помещению, отыскивают свою пару и с помощью трех карандашей разного цвета как можно быстрее раскрашивают рукавички совершенно одинаково.
  Для уроков мы подбирали такие задания и игры, которые включали драматизацию, т.к. этот вид работы позволяет детям поиграть, подвигаться, перевоплотиться в другого персонажа и встать на его позицию, помогает ребятам учиться быстро менять позиции (дошкольник – школьник, позитивный вариант поведения – негативный вариант).
  Ситуации взаимодействия разыгрывал учитель на куклах или просил разыграть самих ребят. Первоклассники с удовольствием инсценировали литературные произведения (например, рассказы В. Осеевой "Синие листья”, "До первого дождя”, сказки М. Коцюбинского "Про двух козлят” и "Две козочки”).
  Известно, что шестилетние дети импульсивны, они не всегда готовы уступить другому (особенно сверстнику). Первоклассникам надо предоставлять возможности для проявления лучших качеств, давать им образцы позитивного поведения. Мы изготовили "Коврик мира” и отвели для него специальное место в классной комнате. Коврик стал своеобразным "якорем”, с помощью которого ребята могли помириться. Рядом с таким ковриком прикрепили слова и словосочетания, которые помогали маленьким школьникам разговаривать доброжелательно и конструктивно во время примирения (например, "Давай мириться”). Эти фразы предлагали и отбирали сами дети в ходе коллективного обсуждения.
 
  Уже в первом полугодии первого класса мы проводили групповые работы. Поначалу обсуждение способа сотрудничества в группах занимало столько же времени, сколько и анализ освоенного детьми предметного содержания. Возникла необходимость поиска резервов учебного времени для освоения первоклассниками норм учебного сотрудничества в групповой работе. Такие резервы были найдены на уроках трудового обучения и ознакомления с окружающим миром. Например, ребята делали аппликации, размер которых зависел от того, удалось ли им правильно распределить работу и слаженно выполнить ее. 
  В первом классе групповая работа должна завершаться содержательной рефлексией того, как учащиеся смогли построить обсуждение без участия взрослого. В ходе коллективного обсуждения представители групп заполняли таблицу на доске. Таблица выглядела так:
таблица для групповой работы
 
  Ко второму полугодию второго класса необходимость в подобной таблице отпадет, т.к. учащиеся, освоив нормы сотрудничества, смогут озвучивать их без специальных опор.
 
  Надеемся, что наш опыт поможет шестилетним первоклассникам успешно освоить нормы учебного сотрудничества.
 
  Литература:
 
  1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль : Академия развития, 2000. - 160 с.
  2. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе : кн. для учителя нач. кл. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
  3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 24.
  4. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск : Пеленг, 1992. – 133 с.
  5. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
Категорія: Практика розвивального навчання | Додав: ОленКа (07.01.2010)
Переглядів: 3297 | Теги: групповая работа, шестилетки, учебное сотрудничество | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]